Горожане

Хочу открыть музей

Герой нашего материала – уникальный человек – это первый скульптор-гиперреалист в столице и Казахстане, которому под силу воссоздать реальные фигуры известных личностей.
Все нюансы и секреты своего творчества при создании силиконовых фигур нашему корреспонденту раскрыл Айдос ЕСМАГАМБЕТОВ.

Чувство прекрасного мастер впитывал с самого детства. Его отец хорошо рисовал, мама занималась творчеством. Профессиональное образование наш герой получил в Аркалыкском государственном педагогическом институте имени И. Алтынсарина по специальности «Изобразительное искусство и черчение».

Сегодня в достаточно богатой коллекции скульптора собраны фигуры первого министра обороны Республики Казахстан Сагадата Нурмагамбетова, акына Жамбыла Жабаева, Абылай хана, исполнительницы Розы Баглановой, поэта Абая Кунанбаева, Болган ана, американского президента Дональда Трампа, Нурсултана Назарбаева. В процессе работы находится силиконовая скульптура боксера Геннадия Головкина. Как рассказал автор, эта работа отличается большей сложностью из-за того, что боксер, как правило, на ринге в шортах и майке, и задача скульптора – максимально точно воссоздать открытые участки тела.

– Какую фигуру было сложнее создавать?
– Каждая из них по-своему сложна. Используется разная техника, материалы. Борода, брови, укладка волос по направлению роста – все это делается по одной волосинке. Глаза изготавливаются из специального пластика, нитками на глазном яблоке добавляешь вены. Очень кропотливая работа.
Многие сравнивают мои работы с фигурами из известного музея Мадам Тюссо. Там над одной личностью работают 15-20 человек: одни мастера делают глаза, другие занимаются лепкой, отдают на заливку силиконом. И так прорабатывается каждая деталь. Я же свои фигуры делаю один.

Моя большая мечта – открыть аналог такого музея, где будут гиперреалистичные фигуры общественных деятелей, спортсменов, актеров, певцов и талантливых людей.

– К каким архивам и документальным источникам вы обращаетесь при создании очередной фигуры?
– Самое главное для меня – знать рост человека и иметь на руках четкое изображение. Пусть это будет черно-белый или современный снимок – необходимо рассмотреть все черты лица с разных ракурсов. Например, фото Абая с сыновьями есть в открытом доступе. Но при увеличении качество снимка терялось. Решил обратиться в музей города Семея. Позвонил им, попросил помощи. В разговоре они рассказали, что и сами хотели заказать у меня восковую фигуру. Хотя фото и черно-белое, но уже становится понятно, какой цвет волос и глаз должны быть у двойника, какой подобрать оттенок кожи. В гиперреализме важна каждая деталь, нельзя делать примерно или на глазок. Важно изобразить человека именно таким, каким он был при жизни: мимика, черты лица, микроморщинки и многое другое. Высчитываешь каждую черту лица до миллиметра.

Другое дело, если это личности, фото которых не сохранилось до наших дней. Так было с моей первой работой, когда я постарался создать образ Болган ана, по разным источникам она была дочерью Джучи хана или невесткой Чингисхана. Сложность состояла в том, что при раскопках были найдены только фрагменты костей, когда археологи воссоздали лицо, тогда я решил приступить к работе. В таких случаях образ создается по антропологическим меркам. Постоянно приходилось держать связь с археологами, чтобы они могли дать оценку на стадиях работы и подсказать, где допущены неточности. В исторических образах ошибки вообще недопустимы.

Для той или иной личности подбираются разные образы и позы. Так, например, фигура Розы Баглановой передает ее сценический образ. Личные наряды Розы Тажибаевны были переданы родными специально для скульптуры. В целом на работу ушло чуть более двух месяцев. К слову о личных вещах, ее сноха заказала ювелиру точную копию серебряных сережек, которые заслуженная артистка постоянно носила в молодости.

– Расскажите, как пошагово создается фигура.
– Сначала делается каркас – из дерева, металла, стеклопластика. Он делится на 2-3 раздела согласно анатомии: голова, тело, конечности. Чтобы силиконовая форма держала каркас, создается еще скульптурный держатель из гипса. Затем он наполняется пеной, пенопластом. Потом наносится тонкий слой специального пластилина. На нем выделяются микрорельеф, морщинки, особенности внешности. На следующей стадии силикон окрашивается в цвет кожи и заливается в форму. После того как силикон застыл, можно приступать к гриму, подборке костюмов.

Процесс создания силиконовых фигур трудоемкий и значительно отличается от работы над восковыми. Первое отличие – силиконовая скульптура даже на ощупь более «живая», не говоря об идентичном сходстве. Работа с цветом: воск просто заливается телесным цветом, а потом мастер работает масляными красками. В гиперреалистичных скульптурах используются другие красители, которые вмешиваются в сам силикон.
На работу может уйти от нескольких месяцев до года. Но сейчас рука набилась, и вполне реально закончить фигуру за 3-4 месяца.

Фото Василия Крась, из архива Айдоса Есмагамбетова

 

Статьи по Теме

Back to top button