Образование

Хочу стать учителем

В столичных школах запущен пилотный проект «Школа будущего педагога», в рамках которого планируют готовить учителей, начиная со школьной скамьи. Старшеклассники ведут даже уроки. О тех, кто выбрал профессию учителя, мы беседуем с директором школы-гимназии № 26 города Астаны Ольгой ТОДЕРАШ.

Азы профессии
В советские годы в школах существовала практика педагогических классов. Ребята имели возможность познакомиться с азами профессии и понять, насколько она им интересна. Сейчас к этому опыту решили вернуться. Так, с января 2024 года в рамках пилотного проекта «Школа будущего педагога» начата работа с 12 школами города по ранней профориентации учащихся. В настоящее время к пилотному проекту подключаются еще 38 школ столицы. В нем принимают участие учащиеся 9-11 классов школ города, которых интересует профессия педагога. Проект реализуется совместно с Международным университетом «Астана» в рамках заключенного меморандума.

Как отметили в Управлении образования Астаны, профориентационная работа позволяет каждому обучающемуся не только выбирать конкретную профессию, а осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть профессионально мобильным и нести ответственность за свой выбор.

Создание педагогических классов в школах станет полезным опытом как для учителей, так и для учеников, планирующих связать свою жизнь с профессиями в сфере образования. В ходе обучения старшеклассников знакомят с особенностями педагогической профессии, с основными понятиями психологии и педагогики и другими компетенциями, которые необходимы современному учителю.

Начинаем с пятого класса
— Проект был внедрен в школу в прошлом году. Собрать педагогический класс сразу не удалось, так как требовалось время на подготовку самих занятий и на разъяснение о проекте ребятам. Были отдельные группы с детьми разных классов с педагогическим направлением. Сегодня проект корректируется, вводятся различные дополнения и изменения. К началу следующего учебного года с сентября мы планируем начинать набор конкретно в педагогические классы, — рассказывает Ольга Тодераш.

Ребята изучают особенности профессии, чтобы подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения на педагогические специальности. Школьников ждут лекции, тесты, диагностические методики, а также практика, где они смогут применить полученные знания.

— Концепция педагогического класса подразумевает три этапа. Пропедевтика начинается в 5 и 6 классах. Ребята выступают в роли вожатых. Для учащихся начальной школы проводят различные мероприятия. Надо сказать, что вожатство является одним из направлений педагогической деятельности, которое развивает коммуникативные навыки и организаторские способности.

Второе направление охватывает учащихся 7 и 8 классов — это предпрофильный этап. Дети проводят для 5-6 классов творческие лаборатории, на которых они изучают учебный материал. Здесь важно, чтобы они как можно креативнее подошли к своей задаче, рассказали и показали тему урока интересно, сделали что-то руками, например. Это требуется для того, чтобы они понимали, что креативность и творческий подход также являются одним из составляющих учительской профессии.

Третий этап — профильный, охватывает учеников старших классов. Это более серьезный этап, на котором учащиеся пробуют себя уже на практике, в роли учителя. Они выбирают предмет и учителя-предметника в качестве своего наставника, совместно расписывают план урока и ведут его. Причем попробовать они могут себя в разных предметах, главное, чтобы они определились с направлением, понимали, какая дисциплина им ближе. Пока мы видим педагогические классы в таком аспекте, — поясняет директор школы.

В дополнение для всех ребят идет общий факультативный курс «Педагогика и психология», который проводят преподаватели Евразийского гуманитарного института. Занятия ведутся еженедельно. Раз в два месяца школьники посещают лекции в колледжах и институтах города, чтобы познакомиться с учебным заведением и почувствовать себя в роли студента.

Будущий кадровый резерв
По словам Ольги Тодераш, педагогические классы — это уникальная возможность для старшеклассников попробовать себя в роли учителя, прочувствовать все тонкости этой профессии, а главное, это отличная возможность для страны со школьного возраста начать формировать будущий кадровый резерв, так как сфера образования испытывает серьезный дефицит кадров.
— Мы надеемся, что занятия в педагогических классах привлекут внимание как можно большего количества ребят к нашей многогранной профессии, которая, к сожалению, в последние годы не вызывает былого интереса со стороны молодежи. Многие думают, что учитель может быть только предметником, а ведь педагогическая профессия гораздо шире. Возьмем педагогов дополнительного образования, хореографов, тренеров. Все они также относятся к педагогической специальности. К примеру, если человек активно увлекается и занимается спортом, танцами и он хочет связать с этим делом свое будущее, он может стать хореографом или тренером. Большой спрос сегодня на вожатых в детские лагеря, которые работают не только один сезон, а круглогодично. Требуются психологи, руководители творческого кружка. Есть много способов в нашем деле, когда ребята могут превратить свое хобби в профессию. Для школьников обучение в педагогическом классе создает условия для самовыражения, самореализации, самосовершенствования. На перспективный план мы также планируем сотрудничество с детскими садами, чтобы школьники познакомились с профессией воспитателя, — говорит спикер.

Юноши тоже проявляют интерес
По итогам прошлого учебного года девять выпускников школы-гимназии № 26 поступили на профессию педагога в колледж и двое — в университет.

— Для начала это неплохой результат. С прошлого года у нас сформированы две группы: одна с казахским, другая с русским языком обучения. В казахской группе стабильно занимаются 13 ребят, в русской — 15. Нынешними показателями мы довольны, а динамика может быть разной потому, что поколения разные, интересы тоже разнятся. Но, тем не менее, здорово, что ребята интересуются, приходят, что-то интересное придумывают. Есть те, кто присоединяется среди учебного года. Отрадно, что среди них есть и мальчишки. Юноши тоже проявляют интерес. Вот такое у нас хорошее начало. Говорить пока о каких-то больших результатах рано, любой проект нужно опробовать от 3 до 5 лет, чтобы делать выводы. Но мы настроены позитивно, решительно. Плюс ко всему понимаем, что дети могут уставать. Где-то надо задержаться после уроков или прийти пораньше. А это дополнительная нагрузка. В этом случае учителя совместно с психологами подключаются, проводят разгрузочные тренинги, где-то мотивируют наградами, вниманием, — говорит Ольга Тодераш.

Директор школы добавила, что в будущем работа ребят в педагогических классах должна быть отмечена соответствующим сертификатом об окончании.

Педагогическое портфолио
— На встречах с представителями Управления образования, министерств мы говорили о том, что ребятам необходимо выдавать документ об окончании педагогического класса. Причем он должен быть не на уровне только школы, а выше. У ребят также должно быть преимущество при поступлении в учебное заведение. К примеру, можно их освободить от сдачи одного из творческих экзаменов. Конечно, для этого ребята также должны хорошо стараться. Изначально, когда разрабатывали концепцию проекта, мы говорили о том, чтобы каждый ученик в течение года собирал свое педагогическое портфолио, которое по окончании учебы он представлял и защищал бы перед комиссией. Мы также надеемся, что портфолио будет одним из документов, который также будет играть в пользу выпускника при поступлении в колледж или вуз. Свои варианты мы предложили, надеемся, их рассмотрят. Для нас главное, чтобы ребята осознанно делали выбор, горели своим делом и по окончании учебных заведений устраивались по своей профессии, — говорит Ольга Тодераш.
Отметим, профессия педагога всегда была и остается одной из самых благородных, но при этом она никогда не была простой, поэтому важно, чтобы в школы приходили профессионалы.

В этой связи в последние годы в стране всерьез взялись за повышение престижа педагогической профессии. Был принят Закон «О статусе педагога», который расширил права и возможности работников образовательной сферы в плане профессиональной деятельности, наделил их дополнительными социальными гарантиями, избавил от выполнения несвойственных им функций. Особое внимание государство уделяет материальному стимулированию труда учителей, преподавателей, воспитателей.

 

Статьи по Теме

Back to top button