КультураНовости

Хранитель знаков

Выставка из частной коллекции Сержана БАШИРОВА «Хранитель знаков», которая открылась в галерее FORTE KULANSHI ART SPACE, знакомит астанчан с историей старинных декоративно-прикладных изделий казахского быта. Проект осуществляется в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру».

Художник, мастер, коллекционер Сержан Баширов сохраняет традиции степного искусства на протяжении полувека. Еще студентом он начал собирать старинные ювелирные украшения и предметы быта казахской кочевой культуры за собственные деньги, вдохновляясь таинственными, мистическими процессами кочевого уклада жизни казахского народа. Автор признается, что размышляет о прошлом, создает работы для будущего, зашифровывая тайные знаки души в металле, так как живет в мире, наполненном историями старинных войлочных ковров, тайнами сундуков, легендами древнего оружия.

Он создает свои произведения по старинной технологии из традиционных натуральных материалов – серебра, золота, меди, бронзы, латуни, камней, дерева, кости. Каждый компонент магического процесса создания несет в себе тайный смысл. Камень оберегает, серебро чистит пространство, золото просветляет, кость связывает нити времени, медь соединяет с землей, бронза открывает секреты времени.

Поэтому в представленной коллекции уживаются, дополняя друг друга, антикварные предметы казахского быта из коллекции Сержана Баширова, а также его этноавангардные ювелирные украшения, в том числе кулоны, броши, серьги, кольца, браслеты, тумар, шашбау. Он часто пользуется новыми технологиями – создает микс из различных материалов, при этом оставаясь приверженцем древних исламских традиций.

Кроме того, в экспозиции имеются десять ковров, три двери юрты, одна войлочная дверь, десять сундуков, небольшие инсталляции, раритетная деревянная мебель и другие вещи, собранные из разных регионов страны на протяжении 30 лет. Центральное место занимает сундук для кочевок – кебеже, где специально применялась давно утерянная, забытая технология изгиба дерева и деревянная подставка на ножках, на которую складывались сундуки, тюки с домашними вещами – жукаяк.

Председатель кураторского совета Центра современного искусства KULANSHI Лейла МАХАТ подчеркнула, что кочевой образ жизни не позволял использовать некоторые инструменты и технологии, которыми сейчас владеют ювелиры, такие как гальваника, обработка металла, шлифовка, микрошлифовка.

– Сержан Баширов в совершенстве владеет способами, при помощи которых наши предки делали свои предметы быта и украшения. Тогда все делалось вручную, большей частью на открытом огне, специальных больших приспособлений не требовалось. Мне кажется, что если сейчас взять мастера Сержана Баширова и посадить его возле юрты, развести очаг, то он сможет сделать шедевры даже без каких-то специальных ухищрений и приспособлений, – сказала Лейла Махат.

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть