Интервью

Игра в черное и белое

Шахматы – не просто игра. Это важный инструмент для развития критического мышления, креативности и социальных навыков. В интервью с Романом МОХОВЫМ, FIDE School Instructor – школьным инструктором ФИДЕ, мы узнали, как занятия шахматами помогают развивать навыки XXI века, улучшать аналитические способности и уверенность в себе.

– Роман, расскажите, как вы начали заниматься шахматами. Что вас привело к этому?

– Я начал играть в шахматы в возрасте семи лет, меня научил мой дядя. С течением времени стал относиться к игре серьезнее. В пятом классе записался в шахматную секцию, начал участвовать в турнирах. Эти соревнования были для меня настоящим испытанием, они помогли мне развить не только навыки игры, но и уверенность в себе. Я понял, что шахматы могут быть не просто игрой, а целой наукой, требующей глубокого анализа и стратегического мышления. Возможно, самое ценное осознание было в том, что любая игра всегда заканчивается. И ты возвращаешься в жизнь, где не всегда важно, выиграл ты или проиграл, а важно то, что ты чувствуешь после игры, мыслишь ли ты или же стараешься забыть о прошедшей игре и погрузиться в другие свои дела. Во всем этом можно очень многое узнать и о себе самом, и об игре, и об окружающем мире.

Мой путь в образовательные шахматы начался в 2014 году. Я тогда учился в университете и, вернувшись с летней стажировки, начал преподавать основы шахмат детям. Мне было интересно видеть, как шахматы влияют на их развитие. Это и вдохновило меня продолжать работать в данном направлении.

– Насколько сейчас популярны шахматы в Астане?

– В последние годы наблюдается рост интереса к шахматам как среди детей, так и среди взрослых. Казахстанская федерация шахмат инициировала и реализует масштабный образовательный проект «Шахматы в школе».  В некоторых общеобразовательных школах города шахматные кружки работают более 10 лет.

Также существуют различные программы и инициативы, направленные на популяризацию шахмат. Например, в программе «Даму бала» шахматы – одно из популярнейших спортивных составляющих.

В столице есть несколько крупных шахматных школ и клубов. Центральный шахматный клуб «Астана» является одним из самых известных. Здесь проводятся регулярные занятия, тренировки и турниры для игроков всех уровней – от новичков до опытных мастеров. Мы видим, что воспитанники этого и других клубов показывают отличные результаты на международных соревнованиях.

Кроме того, в Астане активно проводятся турниры разного уровня – от местных до международных. Это создает благоприятную атмо­сферу для развития шахматного сообщества и дает возможность игрокам проявить себя.

– С какого возраста лучше всего начинать обучение шахматам? Или здесь нет строгих возрастных рамок?

– Оптимальный возраст для начала обучения шахматам – это шесть лет. В этом возрасте у детей начинает активно развиваться интегративное мышление, что позволяет им легче усваивать правила игры и развивать посредством игры жизненные и другие навыки. Однако нельзя забывать о том, что каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети могут начать играть даже в четыре года, если у них есть интерес и мотивация.

В мире уже есть практика введения шахмат в детских садах. В некоторых странах существуют специальные программы, которые помогают дошкольникам развивать когнитивные способности через игру в шахматы. В Астане мы тоже видим подобные инициативы. В качестве примера использования шахмат как инструмента развития для дошкольников можно привести применение шахматной доски размером три на три метра, где дети могут иммерсивно взаимодействовать с игрой, погружаясь внутрь нее, что помогает им лучше усваивать понятия направлений (ход фигур), развивать пространственное мышление, креативность и гибкость мышления через игровые элементы.

– Какие советы вы могли бы дать родителям, которые хотят помочь своим детям в изучении шахмат?

– Родителям я бы посоветовал быть терпеливыми и поддерживать интерес детей к игре. Очень важно создать комфортную атмосферу для занятий: пусть это будет время, когда ребенок может спокойно поиграть в шахматы, без давления или отвлечения со стороны родителей. Не стоит настраивать на результат, лучше поощрять процесс обучения и саморазвития.

Также полезно вместе с ребенком играть в шахматы. При этом необходимо создавать ситуации успеха. Для этого можно придумать какую-либо мини-игру с использованием шахматных фигур или сконструировать игровую позицию для решения игровой проблемной ситуации. Во втором случае с точки зрения языка спортивных шахмат ребенок должен будет реализовать некоторое преимущество. То есть создание ситуаций успеха ни в коем случае не значит, что необходимо играть с ребенком в поддавки. Если родитель искренне вовлечен в процесс, это не только укрепляет связь между родителями и детьми, но и помогает детям лучше понимать шахматы. Обсуждение ходов и стратегий во время игры также может помочь ребенку увидеть ситуацию с разных точек зрения.

В осознанном возрасте полезно чтение книг о шахматах и просмотр обучающих видео. Есть много ресурсов для начинающих – от книг с простыми объяснениями до онлайн-курсов с видеоуроками. Главное –  поддерживать интерес ребенка к игре и делать процесс обучения увлекательным.

Если ребенок уже занимается шахматами в каком-то клубе, то важный с точки зрения подготовки к соревнованиям совет: надо участвовать в турнирах. Даже если ваш ребенок пока не уверен в своих силах, участие в соревнованиях поможет ему научиться справляться с эмоциями во время игры.

– Какие еще преимущества дает игра в шахматы детям?

– Мы все знаем, что шахматы развивают логическое мышление, память, внимание, терпение и умение принимать решения. Это важные навыки, которые пригодятся детям не только в спорте, но и в жизни. Одно из современных направлений для исследователей шахмат касается влияния шахмат на развитие навыков 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация, командная работа). Это определенным образом способно бросать вызов некоторым нашим устоявшимся взглядам, смещая фокус внимания с самосовершенствования в этой игре как самоцели на использование шахмат в качестве инструмента развития тех или иных навыков. Например, представление о том, что в шахматы играют молча, должно быть пересмотрено, если вы играете в «честные шахматы», где игроки (как правило, один более опытный) открыто объявляют о своих намерениях. Или, например, если за одной доской будут играть команды из 2-3 человек, участники которых будут вступать друг с другом в дискуссии и стараться принимать коллективные решения.

Ставший классическим во многих школах и клубах метод решения шахматных задач – это отличный способ развивать аналитические способности. Шахматные задачи требуют от игроков концентрации и умения находить оптимальные решения. Шахматы также учат детей ответственности за свои действия: каждый ход может иметь последствия, которые нужно учитывать заранее.

Важным аспектом является также развитие социальных навыков: играя с другими детьми или взрослыми, они учатся взаимодействовать с окружающими, уважать соперников и принимать поражение с достоинством.

– Какие задачи и мини-игры вы даете ученикам?

– Есть много книг и онлайн-платформ, где можно найти примеры самых разных задач. Я ограничусь примерами двух возможных мини-игр и двух простых задач для начинающих.

Мини-игра 1. Две ладьи против слона. Позиция: нужно поставить две ладьи одного цвета и одного слона противоположного цвета на любые поля на пустой шахматной доске, но так, чтобы ни одна из фигур не имела возможности побить другую.

Игрок, управляющий ладьями, должен нападать на слона. Если его нападение оказывается успешным и он смог осуществить взятие слона – он выиграл. Второй игрок управляет слоном. У него цель одна – не попасться. Но если первый игрок ошибается и подставляет ладью под удар, можно делать взятие. В таком случае второй игрок выигрывает.

На мини-игру выделяется 5 минут. Если за это время никаких взятий не произошло, то результат объявляется ничейным. Далее можно поменяться ролями и сыграть еще один раунд.

Смысл мини-игры – научиться управлять фигурами. При аккуратной игре обеих сторон результат практически всегда будет ничейным.

Мини-игра 2. Две ладьи и ферзь против слона. Позиция: нужно поставить ферзя и две ладьи одного цвета и одного слона противоположного цвета на любые поля пустой шахматной доски, но так, чтобы ни одна из фигур не имела возможности побить другую.

Процесс игры аналогичен мини-игре 1. Однако за счет того, что у одной из сторон фигур явно больше, возможности для нападения на слона и, следовательно, для победы кратно увеличиваются. При этом также увеличивается вероятность подставить одну из своих фигур под удар слона. При аккуратной игре слон должен лишиться доступных для ходов полей и быть пойман.

Смысл мини-игры: научиться управлять фигурами, ловить фигуру партнера по игре.

– Есть ли у вас кумиры среди шахматистов? Какие гроссмейс­теры вдохновляют вас и ваших учеников?

– В детстве у меня была книга с партиями советского шахматиста, международного гроссмейстера Александра Толуша. Он, кстати, был журналистом. Я любил читать эту книгу, не всегда полноценно понимая те или иные идеи и их реализацию. Но это чтение завораживало.

С точки зрения совершенствования мастерства, конечно, с детьми очень важно смотреть партии всех чемпионов мира прошлого, выдающиеся идеи и решения современных гроссмейстеров или мастеров. Но кумиры могут появляться не только из позиций самосовершенствования именно шахматного мастерства. Эмануил Ласкер и Макс Эйве были математиками и чемпионами мира по шахматам. Джон Нэш тоже математик, не чемпион мира, но лауреат Нобелевской премии по экономике за разработанную им теорию игр. Каждый из них, будучи шахматистом, достоин восхищения.

– Спасибо за интересный разговор. Удачи вам в вашей деятельности.

– Мне было приятно поделиться своими мыслями. Думаю, в Астане мы еще многое увидим и услышим о шахматах как об образовательном инструменте и как о сфере для совершенствования спортивного мастерства.

Екатерина Тыщенко

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button