Культура

Иллюзия семейной жизни

Как не стать жертвой бытового насилия? Почему женщинам бывает сложно выйти из абьюзивных отношений в семье? На премьерном показе спектакля «Жизнь без…» Государственного академического русского театра драмы имени М. Горького, прошедшем на сцене МТЮЗ, астанчане стали свидетелями печальной истории о том, как любовная зависимость может разрушить человеческую личность.

Новая постановка приглашенного российского режиссера Татьяны ЗАХАРОВОЙ (РФ) в жанре бытового сюрреализма по мотивам трагикомической пьесы итальянского драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе Дарио Фо и его супруги Франки Раме «Я жду тебя, любимый» представляет собой философский авторский монолог, который поднимает животрепещущие темы гендерного неравенства, одновременно иронично высмеивает жизнь среднестатистической итальянской домохозяйки. Печальная судьба отчаявшейся женщины, заточенной в собственной квартире, доводит ее до депрессивного состояния, переходящего в крик искалеченной и измученной души.

По словам актрисы Светланы ФОРТУНЫ, типаж женщины, пог-лощенной домашними заботами, успевающей заботиться о ребенке, нахальном девере, муже-тиране и молодом любовнике, вполне узнаваем в современном обществе. В монологе, рассказываемом невидимой соседке, она признается в том, что уже не выдерживает напряжения и готова облегчить душу первой встречной. Причем незатейливый юмор и ирония в пьесе изящно вплетены в содержание пьесы об обычной женщине, желающей самостоятельно распоряжаться собственной судьбой.

Выразительная актерская игра Светланы Фортуны заставляет публику сфокусироваться на внутреннем мире героини, драматургии ее жизни, проблемных супружеских взаимоотношениях и зависимом положении женщины в семье, которая набралась смелости, чтобы разрушить невидимые оковы.

— В нашей постановке речь идет о человеке, который проживает жизнь и гробит самого себя. Моя героиня, общаясь с первой встречной, начинает вспоминать и анализировать прошлое, погружая себя в терапевтический опыт. Очевидно, что если не проживать осознанно, то застарелые человеческие травмы не излечиваются на протяжении всей жизни. Она по-прежнему хочет любить, чувствовать, получать внимание и заботу, но неожиданно понимает, что ее всю жизнь использовали близкие люди. Неожиданно разговор с соседкой придает ей смелости, чтобы вырваться из этого бесконечного замкнутого круга, — говорит исполнительница главной роли, кавалер ордена «Құрмет» Светлана Фортуна.

По словам актрисы, откровенный разговор с соседкой стал катализатором шокового осознания того, что можно жить совершенно по-другому. Вся ее судьба препарируется прямо на сцене. Семейные проблемы, взаимное непонимание, любовь и ненависть, измены, несвоевременные и неправильные решения, протест против правил и старых традиций остаются в центре зрительского внимания.

— Мария много лет жила в неведении, с закрытыми глазами, выполняя все требования мужа, детей, проживая чьи-то жизни, угождая всем окружающим. Стирка, готовка и другие бытовые мелочи поработили ее сознание. Отсутствие любви, постоянные побои, драки, избиения, унижение довели до того, что психологически ее не стало. Она умерла как личность, остался лишь кусочек души, который едва тлеет. Удивительно, если бы все женщины, живя в психологическом абьюзе, обладали сильным духом. Наверное, она выживает благодаря самоиронии, насмешке и внутренней силе духа. Это каждый раз становится спасительным средством, — сказала Светлана Фортуна.

По словам исполнительницы главной роли, обстоятельства не дают домохозяйке окончательно умереть, потому что она должна выжить ради счастливого будущего. В психологическом бытовом насилии, по статистике, живет большое количество женщин. В связи с этим новая постановка может стать своеобразным дидактическим пособием о том, как можно выбраться из таких отношений.

Сюжетная линия построена на том, что домохозяйка пытается вспомнить, что пошло не так в ее жизни, когда она утратила контроль. С горечью звучат слова о том, что она преданно ждала любви настоящей, искренней и нежной. Очевидно, что ее недолюбили, поэтому она много лет жила в состоянии жертвы. Открытый финал сделан для того, чтобы публика задумалась и самостоятельно решила, как можно достойно выйти из сложившейся ситуации.

Фарсовый жанр постановки через утрирование, аллегорию, форсированную событийность помогает зрителям легче воспринимать обилие негативных событий. По задумке режиссера нотка сюрреализма придает абсурдности литературному материалу. В новой постановке несовершенство человечес-кого мира в повествовании отражает контрастный прием «смех через слезы».

— На репетициях мы использовали этюдный метод работы. Мы разбирали каждую ситуацию, разыгрывали ее молча, потом добавляли слова, что-то убирали, а также добавляли действие. В итоге многие этюды стали частью постановки, — рассказала актриса.

По словам Светланы Фортуны, примерно 16 лет назад режиссер Татьяна Захарова ставила на площадке старейшего столичного театра спектакль «Танго» в жанре трагифарса. В то время зрители были не готовы к таким смелым творческим экспериментам. Тем не менее серьезные общественные проблемы не утрачивают актуальности, поэтому необходимо открыто обсуждать и говорить о них со сцены.

Также ведущая актриса Государственного академического русского театра драмы имени М. Горького добавила, что моноспекталь — вызов для любого актера, так как приходится выучивать длинные монологи, пронзительный рассказ героини носит исповедальный характер. Кроме того, в ходе сценического действия ей непрерывно приходится взаимодействовать на сцене с коллегами Дмитрием МАШТАКОВЫМ и Данилом ХОМКО.

Стоит отметить, что афиша, созданная Дарияш КАСЫМОВОЙ, задумана режиссером в стиле картинок Виммельбух (нем. Wimmelbuch — иллюстрированная книга-головоломка), где рисунки насыщены деталями. Такое решение наиболее точно выражает философскую идею спектакля о том, как отыскать во всем множестве предметов самое важное и разглядеть самого себя в хаосе жизни.

Дана Аменова

Журналист

Статьи по Теме

Back to top button