Имидж главного города страны

Малый и средний бизнес формирует сегодня более две трети валового регионального продукта столицы, обеспечивая 521,5 тыс. человек рабочими местами – это 70% экономически активного населения города.
На брифинге в Службе коммуникаций города Астаны озвучены результаты деятельности Управления по инвестициям и развитию предпринимательства. Их представил руководитель ведомства Халел АКИМЖАНОВ.
За прошедший год количество субъектов МСБ выросло на 8,5% и составило 250,5 тыс.
За девять месяцев 2024 года субъектами МСБ произведено продукции и оказано услуг на сумму более 11 трлн тенге.
Государственная поддержка МСБ осуществляется в рамках Единой комплексной программы в виде субсидирования процентной ставки, частичного гарантирования кредитов и государственных грантов.
Кроме того, реализуется местная программа льготного кредитования «Астана Бизнес» (2,5 млрд тенге, поддержка не менее 45 субъектов).
Для оказания поддержки МСБ на 2025 год из бюджета предусмотрено 28845 млн тенге (РБ – 21300 млн, МБ – 7545 млн). Из них:
– на субсидирование ставки вознаграждения – 27800 млн тенге (РБ – 21300 млн, МБ – 6500,0 млн);
– на частичное гарантирование – 500 млн тенге (МБ – 500 млн);
– на предоставление государственных грантов – 545 млн тенге (МБ – 545 млн).
Государством активно ведется поддержка социальных предпринимателей.
В 2024 году государственные гранты в размере до 5 млн тенге были полностью переориентированы на поддержку именно социальных предпринимателей.
Также в 2024 году по линии фонда «Даму» для социальных предпринимателей включено новое направление, в рамках которого ставка вознаграждения будет не более 7%.
Промышленность
В рамках реализации Послания Президента акиматом принимаются системные меры по диверсификации экономики и стимулированию отечественного производства.
В 2024 году рост промышленного производства превысил 6% и составил более 2,5 трлн тенге.
В 2025 году планируется довести этот показатель до 2,6-2,7 трлн тенге с ростом на 6%, и в обрабатывающей промышленности – до 2,4 трлн тенге с ростом на 7% за счет ввода новых производств.
Основное развитие промышленности приходится на Индустриальный парк № 1, территория которого составляет порядка 600 га.
На сегодня инвестиционный портфель промышленных объектов Индустриального парка № 1 составляет 133 проекта общей стоимостью порядка 350 млрд тенге, из которых:
– 72 проекта введены в эксплуатацию с созданием порядка 5,8 тыс. постоянных рабочих мест, в том числе в 2024 году введено 13 предприятий (26,2 млрд тенге, 737 рабочих мест);
– 61 проект находится на стадии реализации. Запуск ожидается в течение следующих 2 лет.
В текущем году планируется запуск 22 предприятий на сумму 77,5 млрд тенге с созданием 1,5 тыс. рабочих мест.
Стоит подчеркнуть, что на территории парка находятся 15 экспортоориентированных предприятий, продукция которых поставляется в СНГ, Китай и ряд других стран.
В связи с положительным опытом функционирования Индустриального парка № 1 активно ведется работа по созданию Индустриального парка № 2, где будет реализовано 150 новых инвестиционных проектов. Завершаются процедурные вопросы, в текущем году планируется выйти на площадку и начать строить подводящую инфраструктуру. Уже имеется ряд заявок от инвесторов на открытие новых производств.
Немаловажным вопросом остается продовольственная безопасность столицы.
Данный вопрос является наиболее актуальным на сегодняшний день. Для поддержания и обеспечения продовольственной безопасности ведется работа по созданию аграрно-индустриальной зоны.
Запуск проекта на участке площадью 85 гектаров станет важным шагом к интеграции аграрного и промышленного секторов. Сюда планируется привлечь порядка 30 инвестпроектов. В текущем году ожидается завершить процедурные вопросы, после чего приступят к строительству инфраструктуры.
В связи с постоянным развитием цифровизации и IT-сектора также требуется соответствующая инфраструктура для того, чтобы цифровые системы могли работать бесперебойно.
Для решения данного вопроса в прошлом году предложена реализация проекта по созданию долины центра обработки данных. Данная площадка придаст дополнительный стимул к развитию цифровизации и создаст новую инфраструктуру для крупных IT-компаний, требующих определенных мощностей по хранению данных.
Инвестиции
В 2024 году наблюдался устойчивый рост инвестиционной активности в столице. Общий объем инвестиций составил 1,9 трлн тенге (рост на 13,1%), в том числе частные инвестиции – 1,3 трлн с реальным ростом на 7,2%.
Основными отраслями для инвестирования стали транспорт, логистика, гражданское строительство, информация, связь и развитие сервисных услуг.
В целом, на территории города было реализовано 55 инвестиционных проектов на сумму 300 млрд тенге и создано 4 тыс. рабочих мест, в том числе в рамках общенационального пула – 22 проекта на сумму 242,7 млрд.
В 2025 году планируется достичь объема инвестиций 2,050 трлн тенге с ростом на 6%, по частным инвестициям – 1,450 трлн. Также по общенациональному пулу МИД РК планируется ввод 29 проектов на сумму 92,9 млрд тенге, а по линии МПС РК реализуется 16 проектов на сумму 22 млрд.
Более 30% привлеченных частных инвестиций в столицу приходится на сферу транспорта и логистики.
На сегодняшний день в данной отрасли реализуются 60 новых инвестпроектов. Данная сфера наиболее требовательна к определенной инфраструктуре. В связи с этим в прошлом году предложено создание новой площадки – логистического парка с преференциями СЭЗ на территории 230 га. Данное решение придаст дополнительный импульс по привлечению новых проектов в столицу.
Уже имеется заинтересованность со стороны крупных игроков в лице QazPost, Abu Dhabi Ports, S Sistem, Sovico Group на реализацию проектов в данной зоне.
В текущем году также планируется завершить процедурные вопросы по проектированию и приступить к строительству инфраструктуры.
Торговля и продовольственная безопасность
За 2024 год рост индекса физического объема в сфере торговли составил 111,2% (годовой план – 107,0%), по итогам года перевыполнили план на 4% (розничный товарооборот – 3 трлн тенге, оптовый товарооборот – 8 трлн).
В целях развития уличной торговли в современных условиях реализуется программа «Размещение павильонов для ведения уличной торговли», где единым оператором является АО «СПК Astana».
Вместе с реализацией программы межведомственная рабочая группа активно занимается мониторингом и выявлением самовольного захвата земельных участков, что является важной частью усилий по упорядочению и регулированию уличной торговли. В результате мониторинга за 2024 год демонтировано 210 торговых объектов, размещенных без соответствующих разрешений и нарушающих установленные правила.
С начала текущего года в рамках рабочей группы демонтировано порядка 40 торговых объектов.
В рамках реализации плана по приведению торговых павильонов в соответствии с концепцией, разработанной Центром урбанистики, проводится комплексная работа по их модернизации.
По продовольственной безопасности: на стабилизацию цен выделено 12 млрд тенге. Законтрактовано более 23 тыс. тонн продовольственных товаров по 19 видам СЗПТ.
Благодаря принятым мерам на протяжении 12 месяцев 2024 года сохранялась дефляция (98,9%).
В декабре 2023 года индекс инфляции составлял 106,9% и Астана находилась на 2-м месте среди регионов РК, по итогам 2024-го – на 18-м.
В настоящее время в городе реализуется 7 инвестиционных проектов в сфере АПК на сумму 181 млрд тенге с созданием более 1,7 тыс. новых рабочих мест.
В 2023-2024 годах введены в эксплуатацию два современных овощехранилища общей вместимостью 13 тыс. тонн (ТОО SAIANUR VIP-SERVIS и RnR Group).
В 2024 году реализован проект по строительству хлебозавода производственной мощностью 25 тонн продукции в сутки (ТОО RnR Group).
Кроме того, к 2026 году запланирован запуск молокоперерабатывающего завода мощностью 100 тонн продукции в сутки (ТОО RnR Group). В этом же году начнет работу новое овощехранилище на 8 тыс. тонн (ТОО Asian Fruits Market), что позволит значительно увеличить объемы хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Туризм
Туризм в Астане демонстрирует устойчивый рост. В 2024 году Астана приняла 1,5 млн туристов, что на 14% больше, чем в 2023-м. Основные рынки – Россия, Китай, Германия, Турция, США и Южная Корея.
Активно развивается деловой, медицинский туризм. Особое внимание уделяется событийному туризму.
Также акцентируется внимание на гастрономическом и культурно-спортивном туризме.
В целом в столице за 2024 год проведено 168 мероприятий международного уровня, такие как ШОС, ВИК, Automechanika, Enactus, Comic Con и др.
В 2025 году планируется провести более 300 культурно-спортивных мероприятий. К примеру, 5 апреля пройдет титульный бой боксера Жанибека Алимханулы. В рамках данного мероприятия пройдут защита поясов WBO и IBF, рейтинговые бои профессиональных боксеров из Казахстана, США, Великобритании и Узбекистана. Турнир по PGL Counter Strike (16-18 мая), Международный фестиваль «Опералия» с участием 9 стран (31 мая – 13 июля).
Также пройдет Международный фестиваль гик-культуры Comic Con Astana-2025, где ожидается более 120000 участников.
Для устойчивого развития туризма Астаны ставятся следующие планы: привлечение международных деловых, событийных, спортивно-массовых мероприятий, продвижение медицинского и гастрономического туризма.
Данные мероприятия – не просто способ укрепления имиджа города, но и мощный инструмент для экономического роста и развития туристической отрасли.
В феврале 2025 года начал работу Центр развития туризма Astana Tourism, который сфокусирован на развитии Астаны как событийного и делового хаба Центральной Азии.
В столице активно развивается социальное предпринимательство. Зарегистрировано 175 предпринимателей из 835, это самая высокая доля по всей республике. Основными сферами деятельности социальных предпринимателей являются дошкольное образование, коррекционные центры по реабилитации особенных детей.
Максат САДУАКАСОВ, директор ТОО MetalFormer:
– Наш завод по производству фасадных и кровельных материалов открылся год назад при финансовой поддержке АО «Самрук-Казына». Получили одобрение на субсидирование по программе «Экономика простых вещей. Импортозамещение». Мы производим материалы, которые ранее завозились из стран зарубежья.
До того, как был построен завод, наша компания занималась маленькими объемами работ. Мы использовали на стройплощадках мини-станки по изготовлению кровельных листов. Первыми проектами были ЭКСПО, затем взяли объемы в Туркестане. Когда нам предложили продумать варианты для расширения, попытались через различные программы найти подходящее финансирование для развития своего производства. Сегодня у нас работает более 100 человек. Один из крупных заказов, который реализовали, – изготовление материалов для строительства проекта «Комфортные школы» по всему Казахстану. Не так давно было принято решение о расширении и модернизации производства. Через Банк развития Казахстана подали заявку на строительство переплавочного завода. Сейчас проходим последний этап проверки. При поддержке акимата города в Astana Invest выделили земельный участок под строительство. При одобрении заявки открытие второго завода планируется в марте следующего года.
На мой взгляд, государством хорошо налажена работа по поддержке предпринимательства. Если есть бизнес-идея, необходимо использовать все доступные инструменты для ее реализации. Просто многие потенциальные предприниматели не владеют информацией обо всех программах.
Считаю, что для отечественных производителей и предпринимателей необходимо проводить консультации на разных этапах планирования и реализации. Систематически организовывать круглый стол с представителями государства и бизнеса. Сегодня крупные строительные компании до сих пор стараются закупать материалы из зарубежных стран при наличии отечественных аналогов. Мониторинг и контроль специально созданных комиссий при местных исполнительных органах могли бы изменить ситуацию. На мой взгляд, нужно ввести обязательные требования при строительстве объектов о закупе материалов только у местных производителей с заключением прямых договоров. Для того чтобы выпускать качественный материал, необходимо бесперебойное производство. Со стороны местных исполнительных органов должна идти инициатива о заключении меморандумов между строительными компаниями и производителями. Эти меры стали бы полезными и для государства, и для предпринимателей.
Сегодня существует проблема, о которой также хотелось бы сказать, – отсутствие механизмов применения офтейк-контрактов в системе квазигосударственных закупок в отношении действующих отечественных товаропроизводителей. Мы уже отправляли свои рекомендации в Министерство торговли и интеграции РК. Исключительным признаком офтейк-контрактов является долгосрочная гарантия закупа товара с потенциальным производителем. Ключевой проблемой их применения стало отсутствие долгосрочной гарантии государственными заказчиками в силу неэффективности системы планирования закупок. В законодательстве о госзакупках отсутствует набор действующих норм. Кроме того, механизм применяется исключительно для участников программы новых производств. Считаю необходимым расширить применение офтейк-контрактов также в отношении действующих товаропроизводителей.
Верится, что реализация наших предложений положительно скажется на экономике столицы.