Институциональное укрепление Высшего судебного совета Республики Казахстан (историко-правовые аспекты)
Всемирной хартией судей, принятой Международной ассоциацией судей в ноябре 1999 года, предусмотрено создание судейских советов для обеспечения независимости судебной власти. Такие советы призваны рассматривать вопросы приема, обучения, продвижения, прекращения полномочий и ответственности судей.
В данной статье рассмотрена казахстанская модель судейского совета с анализом исторических этапов его становления и развития.
«Профессиональный судейский корпус является решающим фактором всех судебных реформ».
Касым-Жомарт ТОКАЕВ
Руководством страны уделяется большое внимание вопросам укрепления судебной системы, повышения ее авторитета, формирования высококвалифицированного судейского корпуса.
Именно этими целями продиктованы осуществляемые в Казахстане институциональные реформы, предусматривающие усиление гарантий независимости судей, совершенствование процедур отбора судейских кадров, а также усиление роли и статуса Высшего судебного совета в целом как органа, обеспечивающего конституционные полномочия Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности.
В рамках проводимых реформ статус Высшего судебного совета в разные периоды менялся.
В настоящее время совет является автономным государственным учреждением, призванным обеспечить решение кадровых вопросов судебной системы.
Становление и развитие Высшего судебного совета можно разделить на несколько этапов, связанных с этапами конституционного и государственного строительства в Казахстане.
Первый этап приходится на период с 1995 по 2007 год. В этот период Высший судебный совет обладал статусом консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан. Непродолжительное время Высший судебный совет возглавлял Глава государства, а с 1998 года введена самостоятельная должность председателя Высшего судебного совета.
В состав Высшего судебного совета входили руководители Конституционного совета, Верховного суда, Генерального прокурора, Министерства юстиции, депутаты Сената, судьи и другие лиц, назначаемые Президентом Республики Казахстан.
В указанный период Высший судебный совет рассматривал вопросы:
1) обеспечения независимости судей;
2) конкурсного отбора и освобождения судей областных судов;
3) отбора по представлению Верховного суда председателей коллегий областных судов, судей и председателей коллегий Верховного суда и их освобождения.
Вопросами отбора и освобождения судей и председателей районных судов занималась Квалификационная коллегия юстиции, первоначально функционировавшая при Министерстве юстиции, а затем при Администрации Президента Республики Казахстан.
На втором этапе, с 2008 по 2015 год, совет стал учреждением без образования юридического лица, в который входили председатель и другие лица, назначаемые Главой государства.
На этом же этапе расширились полномочия совета, поскольку к нему перешли все функции упраздненной Квалификационной коллегии юстиции, связанные с проведением экзамена, отбором и освобождением судей и председателей первой инстанции.
Третий этап (2016-2017 годы) стал переломным и значительным в истории существования Высшего судебного совета, поскольку он стал самостоятельным и автономным органом с расширенными и модернизированными функциями.
Так, отбор председателей судов первой инстанции стал проводиться в конкурсном порядке, а не по представлению Верховного суда.
Также компетенция Высшего судебного совета расширилась за счет новых полномочий по:
– утверждению оценки судьи по итогам первого года работы;
– рассмотрению жалоб судей на решения судебного жюри.
Наряду с этим претерпел изменения и состав Высшего судебного совета, который стал наполовину состоять из судей, в том числе судьи в отставке.
Кроме того, в состав Высшего судебного совета вошли по должности председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, министр юстиции, руководитель Агентства по делам госслужбы, председатели профильных комитетов Мажилиса и Сената Парламента, а для обеспечения представительства юридической общественности – адвокат и ученый-юрист.
На четвертом этапе, с 2018 по 2021 год, продолжено укрепление и развитие Высшего судебного совета, а также модернизирована система отбора судей.
Начиная с 2019 года, в ведение совета полностью переданы кадровый резерв и дисциплинарная ответственность судей.
Расширен конкурсный отбор. Теперь в таком порядке стали отбираться и председатели судебных коллегий областных судов.
В 2021 году полномочия Высшего судебного совета вновь расширены за счет наделения совета компетенцией по вынесению самостоятельного решения при отмене решений Комиссии по качеству правосудия при Верховном суде и согласованию методики проведения оценки профессиональной деятельности.
Кроме того, изменился состав совета, из которого в 2019 году исключены судьи в отставке, в 2021-м – министр юстиции и руководитель уполномоченного органа по делам государственной службы. Такое исключение позволило минимизировать влияние исполнительной власти на кадровые вопросы в судебной системе.
В целях сохранения интеллектуальной памяти и обеспечения преемственности в работе Высшего судебного совета с 2019 года установлен ротационный порядок смены его состава: половина избранных членов совета меняется каждые полтора года.
Пятый этап приходится на период с 2022 года по настоящее время.
Данный период также стал значимым и знаковым для Высшего судебного совета, поскольку в целом роль и статус Высшего судебного совета как полноценного института кадровой политики в судебной системе усилены и укреплены.
Так, с 2023 года полномочия Высшего судебного совета расширены за счет передачи ему из Верховного суда вопросов подготовки кандидатов в судьи, повышения их квалификации, продления предельного возраста, приостановления и прекращения полномочий действующих судей, внеконкурсного назначения судей, приостановления и прекращения отставки.
К историческому факту следует отнести передачу Академии правосудия из Верховного суда в ведение Высшего судебного совета.
В настоящее время в целях усиления независимости Высшего судебного совета принимаются меры для обеспечения его качественного состава. Так, для дальнейшего усиления независимости Высшего судебного совета предлагается рассмотреть вопрос оптимизации его состава путем выведения Генерального прокурора.
Таким образом, все принятые меры в разные периоды развития Высшего судебного совета направлены на дальнейшее усиление гарантий независимости судей, освобождение Верховного суда как органа по отправлению правосудия от несвойственных функций и укрепление роли Высшего судебного совета.
Важно отметить, что поэтапное усиление правового статуса Высшего судебного совета и расширение его полномочий повлекло за собой усложнение его структуры.
Для эффективной реализации задач при Высшем судебном совете имеются следующие рабочие органы:
– экспертно-консультативная комиссия, которая является площадкой для рассмотрения вопросов совершенствования работы совета по его основным направлениям (вопросы совершенствования отбора, подготовки и продвижения судей, гарантий независимости и неприкосновенности судей, также прорабатывает предложения и рекомендации по совершенствованию судебной системы в целом);
– квалификационная комиссия, которая принимает экзамен у будущих судей;
– конкурсная комиссия, которая занимается конкурсным отбором судей;
– комиссия по кадровому резерву, задачей которой является формирование судейского резерва для карьерного продвижения судей;
– судебное жюри, которое рассматривает вопросы дисциплинарной ответственности судей.
Как в самом Высшем судебном совете, так и в составах его рабочих органов вместе с судьями обеспечено широкое представительство юридической общественности, в том числе негосударственного сектора и гражданского общества, HR-специалистов. Это позволяет повысить объективность и открытость работы Высшего судебного совета, избежать конфликта интересов между разными направлениями его деятельности.
В настоящее время Высший судебный совет Казахстана – это автономный орган с конституционно-правовым статусом, обеспечивающий независимость и неприкосновенность судей и решающий все кадровые вопросы судебной системы.
При этом важно отметить, что действующим законодательством устанавливается принцип недопустимости вмешательства в деятельность совета при осуществлении им своих полномочий. В то же время и совет не вмешивается в вопросы отправления правосудия.
Совет осуществляет свою деятельность на принципах независимости, законности, коллегиальности, гласности и беспристрастности.
Подводя итоги, можно отметить, что по своему составу и осуществляемым полномочиям Высший судебный совет Казахстана соответствует признанным международным стандартам и рекомендациям.
Дмитрий МАЛАХОВ, председатель Высшего судебного совета Республики Казахстан