Общество

Институт безопасности человека

Компьютерные технологии проникли практически во все сферы современного общества — образование, политику, оборону и др. Медицина не стала исключением. О том, как специалисты столичного Института инновационных технологий безопасности человека разрабатывают передовые системы управления рисками, направленными на обеспечение безопасности пациентов, читайте в материале нашего корреспондента.

Институт был создан в 2013 году с целью повышения уровня казахстанского здравоохранения, а именно улучшения качества оказания медицинского обслуживания населения страны.

— Институт инновационных технологий безопасности пациента — это целое направление Института безопасности человека. Создали на грантовые средства акимата Астаны, участвовали в конкурсе инновационных проектов. Изначально позиционировать себя как целый институт мы не планировали. На тот момент в команде нас было 4: я, как старший партнер, и 3 младших коллег. И по сей день мы работаем над развитием нашего дела вместе со своей командой разработчиков — специалистов в области здравоохранения и врачей. Для начала изучили множество специальной литературы, рассмотрели мировой опыт, пригласили к сотрудничеству специалистов. Общались с врачами, оставались с ними на дежурствах, чтобы изучить кухню изнутри. После чего пришли к созданию собственной методологии оказания первой медицинской помощи. Однако этого было недостаточно. Мы лишь пришли к тому, что без соответствующей технологии ее трудно поддерживать. Так разработали свой первый продукт — программный комплекс Medical System SOS, с которого начался наш путь в медицине, — рассказывает директор института Виктор БАЛБАЧАН.

Аппаратно-программный комплекс Medical System SOS — это бесперебойная система коммуникаций для координирования медицинского персонала в экстренных и неотложных случаях. Сигналы тревоги и двусторонняя связь между персоналом и пациентами обеспечивают своевременное реагирование на инциденты. Впервые он был запущен в столичной городской поликлинике №10.

— Внедряя свой продукт в медицинские организации и наблюдая за деятельностью врачей, выявили ряд недочетов в работе. Это недостаточная координация персонала, неполные данные о поступившем пациенте, большой наплыв людей, с которым порой не справляются врачи, постоянные изменения в здравоохранении и другие ситуации. Все это подрывает ответственное отношение к безопасности пациентов. Важно оказать пациенту всестороннюю помощь в течение первых 15 минут. Тут нашей первостепенной задачей стала разработка инновационных решений всех этих проблем, — рассказывает Виктор Балбачан.
Специалисты института начали с решения вопросов организации медпомощи.

— Medical System SOS позволяет как раз таки скоординировать всю работу коллектива, — продолжил наш собеседник. — В приемном покое больницы устанавливается пульт экстренного реагирования. Когда карета скорой помощи везет пациента, медицинская сестра созывает всех необходимых врачей. Они могут посредством конференц-связи тут же обсудить план будущих действий. Система фиксирует все по времени: во сколько поступил вызов, когда выехала скорая помощь, в какое время врачи приняли сигнал и так далее. Тем самым мы можем видеть, вовремя ли пошло реагирование на ситуацию.

Но это еще не все. Со временем институт стал расширять свою деятельность. А именно в изначальный кейс добавили еще несколько направлений: дистанционный патронаж, приложение для беременных женщин и мам до 1 года, идентификация пациентов и информационная безопасность медорганизаций.

— Патронаж также обеспечивает безопасность пациентов, только дистанционно. Отмечу, наш институт не просто IT-компания, мы получили лицензию в качестве медицинской организации после того, как создали здесь свой онлайн-центр консультации врачей разного профиля для дистанционного патронажа. Как это работает? Через мобильное приложение пациенты могут консультироваться с врачами нашего института в режиме 24/7. Это и сердечники после операции, и беременные женщины, и люди, страдающие различными хроническими заболеваниями, и другие. Если специалисты решат, что пациента срочно необходимо госпитализировать, наша система передаст сигнал в больницу, где он проходил лечение, а вся история консультации сразу же отобразится у его лечащего врача. Работает это только в тех больницах, где установлена наша система, — отмечает директор института.

Еще одним уникальным решением стала разработка браслетов идентификации пациентов.

— Это полностью наша авторская разработка. Браслеты очень удобны в использовании, светятся в темноте и выполнены из гипоаллергенного материала. Они зеленого, желтого и красного цветов. Если у пациента на руке красный браслет — перемещать его нельзя, желтый — ему определяют диагноз или он ждет операцию, зеленый свидетельствует о плановой госпитализации. На браслетах размещен qr-код. Отсканировав его в специальном приложении, врачи и медсестры могут прочесть всю историю болезни, отделение, лечащего врача и другую информацию, — продолжает Виктор Балбачан.

Не осталась без внимания разработчиков надежность базы данных медучреждений.

— Каждая больница обязана защищать информацию о своих пациентах. Как оказалось на практике, в нашей стране этому аспекту уделялось не так много внимания, как хотелось бы. Зачастую вся информация находилась в открытом доступе или получить ее не составляло большого труда даже просто подключившись к открытой сети Wi-Fi. В Казахстане есть единые требования к информационной безопасности. Мы полностью создали проект по ним. На данный момент 14 больниц воспользовались нашими услугами по информбезопасности. Мы проводим полную аналитику базы данных, устанавливаем защитные пароли и обучаем сотрудников, — рассказывает директор института.

Так, институт безопасности человека стал независимым центром поиска эффективных решений в сложных вопросах организации медпомощи и безопасности пациентов. На сегодняшний день 275 медицинских организаций страны внедрили созданные здесь инновационные разработки.

— Только после того, как мы поняли, что можем браться за такие системные ошибки и выдавать креативные решения за счет инновационных технологий, стали позиционировать себя как инновационный институт. Видим свое призвание в том, чтобы повысить конкурентоспособность казахстанской медицины, сделать ее максимально ориентированной на потребности пациентов, удобной и эффективной. Мы продолжаем собирать под своей крышей неравнодушных специалистов и приглашаем к сотрудничеству экспертов в области здравоохранения, руководителей медицинских центров и клиник, — сказал Виктор Балбачан.

Сегодня институт растет и расширяет свои границы не только в стране, но и за ее пределами. В копилке разработчиков множество новых идей, ждущих своего времени. Намечены планы по внедрению технологий не только в области медицины, но и в промышленности, логистике и др.

Статьи по Теме

Back to top button