Проекты

Искусственный интеллект и рынок труда



В ближайшее десятилетие 95% современных профессий могут исчезнуть. На замену им придут новые специальности, которые будут управляться искусственным интеллектом (ИИ). Стоит ли бояться этого и как не оказаться за бортом, рассуждали эксперты в рамках республиканского форума, прошедшего в столице, передает Вечерняя Астана.

ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО

Цель форума, прошедшего в Высшем колледже Astana Polytechnic, — обсуждение и анализ влияния искусственного интеллекта на текущее и будущее состояние рынка труда, а также поиск инновационных подходов к адаптации и трансформации трудовых отношений в контексте развития искусственного интеллекта, выявление потребностей в новых компетенциях и методах обучения для подготовки специалистов будущего.

В мероприятии приняли участие депутаты двух палат Парламента, первый вице-министр просвещения РК Наталья ЖУМАДИЛЬДАЕВА, представители акимата Астаны, преподаватели и учащиеся колледжей столицы.

В числе участников масштабного мероприятия была и министр труда и социальной защиты населения Светлана ЖАКУПОВА.

— Считается, что наибольшему воздействию искусственного интеллекта будут подвержены инженерия, медико-биологические науки, компьютерные и математические отрасли, а также юридический сектор, в то время как минимальное влияние ожидается в социальном секторе, сфере образования, общественного питания и косметологических услуг, — сказала Светлана Жакупова.

По словам министра, на базе Центра развития трудовых ресурсов на основе анализа основных выполняемых функций был изучен потенциал замены работников автоматами и ИИ в Казахстане.

Светлана Жакупова отметила, что дальнейшие инновации и экономический рост в первую очередь зависят от уровня развития человеческого капитала, и порекомендовала студентам постоянно совершенствовать свои знания и профессиональные навыки, так как в современном мире все быстро меняется.

ИИ – КОНКУРЕНТ ИЛИ АССИСТЕНТ

Заведующий отделом разработки и развития государственных баз данных ТОО «Тамур» Ерлан МУКАЕВ объяснил, почему не стоит пугаться ИИ.

— В 2007 году я получил квалификацию техника-программиста, освоил основы и азы программирования. И на сегодняшний день у меня есть достижения в профессиональной сфере — 20 проектов, в том числе 12 республиканского уровня, 75000 пользователей, 80 учащихся колледжа прошли практику в нашей компании, 30 из них трудоустроены. Да, ChatGPT пишет и корректирует код самостоятельно на разных языках программирования. Напрашивается вопрос: мы сами себе яму копаем? Дело в том, что, по данным Всемирного экономического форума, а также по исследованиям Оксфордского университета, составлялись списки безопасных профессий, в которые входят программисты. Основывались на том, что эту специальность выделяют многозадачность, творческая составляющая, высокий эмоциональный интеллект. Программист — это специалист, который умеет правильно формулировать задачи для ИИ. Сейчас эти технологии не могут работать в отрыве от человека, им нужно сопровождение людей, от квалификации которых зависит конечный результат работы, — считает спикер.

Что в итоге? Проанализировав мнение ученых по вопросу, сможет ли искусственный интеллект заменить программиста, приходим к выводу, что пока еще нет ни одного случая, где умные технологии полностью вытесняют этого специалиста. Зато легко найти десятки примеров, когда ИИ становится полезным помощником. Ожидается, что в будущем часть низкоквалифицированных профессий заменят роботы, зато потребность в продвинутых, творческих и легко обучающихся работниках многократно вырастет, уточняет Ерлан Мукаев.

— Разработано уже много информационных систем с десятками терабайт данных, где накоплена среда для обучения ИИ в целях ассистирования пользователей системы. Мы уже добились внушительных показателей цифровизации страны, и, чтобы не отстать в будущем, нужно уже сегодня в государственные образовательные IT-программы добавлять навыки и компетенции использования технологий ИИ, — подытожил свое выступление спикер.

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

В свою очередь основатель Alem University и Ulttyq Ustaz online Academy Гульмира КУРГАНБАЕВА рассказала, что университет готовит поколение профессионалов для экономики ИИ.

— Мы готовим новое поколение лидеров с креативным предпринимательским мышлением, конкурентоспособных в глобальном мире. Требования работодателя к системе образования выросли, сдвинулась парадигма конкуренции. Если говорить об экономике XX века, то она была индустриальной, когда крупные предприятия поглощали мелкие. А в XXI веке со стремительным ростом роли искусственного интеллекта наступила эпоха больших данных. Теперь успех зависит от скорости — быстрые поедают медленных.

В современном мире цифровые навыки являются ключевыми для успешной карьеры и личного развития. Они помогают нам быть гибкими и адаптивными. Если в XX веке человеку было достаточно уметь применять программы Windows, то в XXI веке спектр этих знаний значительно расширился. Теперь необходимо уметь работать с цифровыми гаджетами, платформами разных компаний — eGov, eOtinish, e-Salyq, e-banking, kaspi, halyk, логистикой — kazpost, CDEK, доставкой еды, цифровыми сервисами (услугами), цифровым образованием (Ecole). Появилось много игр. Многое изменилось и в образовательной системе: разработаны онлайн-курсы и цифровые методы преподавания, созданы цифровые обучающие и развлекательные медиаканалы, появились виртуальный психолог на основе искусственного интеллекта, аналитик данных (цифровой след, «Күнделік», индивидуальная траектория обучения и многое другое). ИИ оказывает колоссальное влияние на мировую экономику, общественную жизнь, рынок труда и улучшает качество жизни людей, и бояться этого не стоит. Человек все больше будет перекладывать часть заданий и другую рутину на машину, что позволит сосредоточиться на творческой работе, — сказала Гульмира Курганбаева.

ПРАВИЛА ИГРЫ МЕНЯЮТСЯ

Заместитель директора по учебной работе Высшего колледжа Astana Polytechnic Асем Исмайлова рассказала о вызовах, которые встали перед колледжами из-за трансформации рынка труда под воздействием искусственного интеллекта.

— В современном мире, где технологический прогресс неуклонно продвигается вперед, важно осознавать, как эти изменения влияют на образование и будущее учащихся. По данным Всемирного экономического форума, к 2027 году в мире может исчезнуть 14 млн рабочих мест, в основном из-за распространения искусственного интеллекта.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев, подчеркивая важность внедрения инноваций в сферу образования, отметил в одном из своих выступлений: «Широкое внедрение новых концепций и технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей (IoT) и большие данные (Big Data), ведет к изменению правил игры практически во всех отраслях — от сельского хозяйства до финансов», — сказала Асем Исмайлова.

Современный колледж сегодня должен суметь переключить внимание учащихся с хаотичного внешнего мира к выстраиванию индивидуального плана, который даст представление о дальнейшей профессиональной карьере и в целом жизненной траектории. Вот те вызовы, с которыми сталкиваются колледжи республики в контексте трансформации рынка труда под влиянием искусственного интеллекта.

Существующие образовательные программы часто не отражают современные требования рынка труда, особенно в отношении использования искусственного интеллекта и новых технологий. Колледжи должны пересматривать свои образовательные программы, внедряя курсы по программированию, машинному обучению, аналитике данных и другим смежным областям, чтобы ребята получали актуальные навыки.

Обучение по новым технологиям требует наличия опытных и квалифицированных преподавателей. Однако специалисты в области искусственного интеллекта и смежных областей могут быть недостаточно доступными или дорогими для колледжей. Это создает вызов для привлечения и удержания квалифицированных преподавателей.

Для эффективного обучения в области искусственного интеллекта требуется соответствующая инфраструктура, включая современные компьютерные классы, лаборатории и программное обеспечение. Колледжи должны инвестировать в обновление своей инфраструктуры, чтобы обеспечить доступ к необходимым ресурсам для обучения.

Внедрение искусственного интеллекта может усилить цифровое неравенство, так как доступ к образованию и возможность его получения могут быть ограничены для некоторых социальных групп. Колледжи должны разработать стратегии по обеспечению доступности образования в области ИИ для всех слоев населения, включая меры поддержки для уязвимых групп.

Технологии и требования рынка труда в области искусственного интеллекта постоянно меняются и развиваются. Колледжи Казахстана должны быть гибкими и готовыми быстро адаптироваться к этим изменениям, обновляя образовательные программы и методики обучения, чтобы отвечать на новые требования рынка.

Чтобы успешно адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда в эпоху искусственного интеллекта, необходимы активное внедрение новых образовательных программ, профессиональная подготовка преподавателей, обновление образовательной инфраструктуры и сотрудничество с бизнесом. Только таким образом можно обеспечить необходимые навыки и знания для успешной карьеры в сфере искусственного интеллекта и смежных областях. Так мы сможем создать благоприятные условия для процветания как образования, так и экономики в целом.

В настоящее время 25% рабочих мест относится к местам с умеренным и высоким риском автоматизации, а порядка 12% имеют умеренную и высокую вероятность выполнения функций за счет использования ИИ. Таким образом, при определенном стечении обстоятельств 2,2 млн рабочих мест могут быть автоматизированы, из которых чуть более одного миллиона —
за счет повсеместного внедрения ИИ.

Статьи по Теме

Проверьте также
Close
Back to top button