ИсторияНовости

История электричества

Городские электрические сети столицы имеют богатую историю становления и развития.

Недавно главное столичное предприятие по транспортировке и распределению электрической энергии — АО «Астана — Региональная электросетевая компания» отметило свой 40-летний юбилей. Это сейчас электричество для нас норма жизни. Однако когда-то акмолинцы собирались у окон первой электростанции и наблюдали за рождением электричества, как за настоящим волшебством. Предлагаем нашим читателям вместе с нами совершить путешествие в прошлое городских электрических сетей и окунуться в историю электрической отрасли столицы.

Первая станция

Начало электрификации города Акмолинска связано с западной частью проспекта Абая (до 1920 года этот проспект назывался улицей Церковной, до 1991 года — улицей Ленина). По проспекту Абая недалеко от нынешнего девятиэтажного жилого дома №27 когда-то находился небольшой каменный магазин. В 1928 году в здании установили двигатель внутреннего сгорания и динамо-машину мощностью 18 кВт. Это была первая в Акмолинске государственная электростанция. Работала она в одну смену. По вечерам около настежь распахнутых дверей электростанции толпились любопытные ребятишки, наблюдая за действиями механика, за тем, как крутилось колесо дизеля, шипел и пощелкивал широкий ремень трансмиссии, гудела динамо-машина, как мерно и гулко выбрасывался в железную трубу отработанный двигателем газ…

Общая длина линии электропередачи составляла 8 км, причем электроэнергия подавалась исключительно для освещения государственных учреждений. Акмолинск испытывал острую нехватку электричества. Вот почему 7 января 1932 года горсовет принял следующее регламентирующее постановление: «Для освещения помещений учреждения, предприятий и организаций устанавливается предельная норма пользования электрической лампочкой мощностью не свыше 60 Вт, а для частных квартир — не свыше 30 Вт. Воспрещается пользоваться электроэнергией для отопления, варки пищи, кипячения воды и зарядки аккумулятора, самовольно увеличивать число точек горения свыше норм, разрешенных электростанцией».

Динамичное развитие

Только в 1940 году при монтаже более мощных генераторов (мощностью 60 кВт) Акмолинская городская электростанция получила кирпичное здание бывшей механической мельницы Шестакова (во дворе здания АО «Астанаэнергосервис», улица Отырар (ранее — Орджоникидзе), 41).

К зиме 1948 года введен в работу локомобиль ЛМ-7 Людиновского завода с генератором 150 кВт, тогда же выполнена пристройка и установлен второй генератор такой же мощностью 150 кВт, привезенный из Семипалатинска.

Насосный завод обеспечивался своей дизельной электростанцией, которая находилась также на территории горэлектростанции. Вагоноремонтный завод (ВРЗ) тоже обеспечивался электроэнергией от своей дизельной электростанции. Потребители железной дороги обеспечивались энергией от ж.-д.-электростанции в районе депо и дизельного генератора, установленного рядом со зданием управления железной дороги.

В 1948 году во время подготовки к ЦЭС (центральная электростанция) завода «Казахсельмаш» была построена ВЛ-6кВ от ЦЭС до горэлектростанции РУ-6кВ и ТП-6/0,4кВ в районе драмтеатра (108кВА), городской бани (ТП-3, 320кВА) и по улице Джангильдина (180 кВА). Были введены в эксплуатацию ВЛ-6кВ на металлических опорах «Горэлектростанция — аэропорт» и «Горэлектростанция — ВРЗ», а также сети уличного освещения. В 1950-х годах горэлектростанция была преобразована в горэлектросеть, где директором был назначен И. В. Ильченко, главным инженером — Б. С. Сизухин.

Гигант отрасли

6 августа 1980 года на базе Акмолинского городского района электрических сетей было образовано предприятие «Городские электрические сети». В 2010 году предприятие получило статус компании, обслуживающей электросети регионального уровня, в связи с чем переименовано в АО «Астана — Региональная электросетевая компания».

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть