Культура

История национального театра

Всемирный день театра установлен в 1961 году IX конгрессом международного института театра
и ежегодно отмечается во всем мире 27 марта. Это профессиональный праздник актеров, театральных режиссеров, продюсеров, светотехников, звукоинженеров, монтировщиков декораций и даже билетеров и гардеробщиц.

Как все начиналось
Театральное искусство Казахстана зародилось в Кызылорде (Акмечеть), где 13 января 1926 года состоялось официальное открытие театра постановкой третьего акта спектакля «Еңлік-Кебек». Это был первый спектакль на казахском языке, поставленный по одному из ранних произведений классика казахской литературы Мухтара Ауэзова. Удивительно, что пьеса, написанная более ста лет назад, не сходила со сцены и вошла в репертуар многих известных театральных коллективов.
В монографии видного государственного деятеля Смагула Садвокасова «Ұлт театры» определены пути развития театрального искусства в республике и место, которое отводилось театру в жизни общества. В то же время Мухтар Ауэзов в своей статье «Искусство театра», опубликованной в газете «Еңбекші қазақ», выделил два направления развития искусства театра.

Возвращение к истокам
С обретением независимости Республика Казахстан начала активно развивать свою собственную культурную идентичность, что отразилось на развитии театра, кино и музыкального искусства. Ровесником независимости страны стал открытый в 1991 году Казахский государственный музыкально-драматический театр имени Калибека Куанышбаева.

В начале 2000 года в столице был создан Театр оперы и балета «Ак Орда», переименованный впоследствии Указом Президента РК в честь прославленной певицы в Национальный театр оперы и балета имени К. Байсеитовой. Благодаря демократическим реформам, проводимым в культурной жизни республики, у театров появилась возможность самостоятельно решать вопросы в подборе репертуара, постановке спектаклей, режиссуре.

При формировании репертуаров казахстанских театров больше внимания cтало уделяться разработке современных пьес, жанрам исторической драмы. Наиболее востребованной областью творческого кредо многих мастеров стало обращение к собственным корням, ставшее реально возможным в условиях независимости, пробудив интерес к воплощению исторических сюжетов и выдающихся личностей — Абылай хана, Толе би, Махамбета и других видных деятелей. Художники по-своему интерпретировали их образы, применяя индивидуальные стилистические и композиционные особенности, проявляя незаурядные знания в реконструировании прошлого.

К личности Абылай хана обратились такие известные драматурги, как А. Кекильбаев, С. Жунусов, М. Байсеркенов и другие. При воплощении своих сюжетов на сцене театра, при воссоздании облика выдающейся личности они стремились передать политическую атмосферу описываемой эпохи.

Режиссером-постановщиком первого спектакля «Ақан Сері — Ақтоқты» по пьесе Г. Мусрепова стал заслуженный деятель Казахстана Ж. Омаров.

Репертуар старейших театров
Украшением исторического центра новой столицы является здание одного из старейших театров Казахстана — Государственного академического русского драматического театра имени М. Горького.

Патриотические спектакли на исторических материалах создавались в эти годы по всей республике. В их центре обычно стоял выдающийся человек, выражающий чаяния народа. Идеей национального патриотизма были пронизаны драмы «Чингизхан» И. Уразбаева, «Хан Кене» М. Ауэзова, «Султан Бейбарс» Р. Отарбаева. Пьеса «Хан Кене» была написана
М. Ауэзовым в 1928 году и только спустя шесть лет поставлена на сцене Казахского академического театра драмы имени
М. Ауэзова. Однако власти, признав пьесу контрреволюционной, временно запретили ее показ на сцене. И это затянулось на долгие шестьдесят лет. Впервые после стольких лет Талдыкурганский (ныне — Жетысуский) областной театр драмы и Акмолинский областной русский театр драмы обратились к этой пьесе.

Весомый вклад в развитие театрального искусства внес Национальный театр оперы и балета имени Абая, здание которого вмещает 793 зрительских места и является сегодня одним из достопримечательностей города Алматы. Следует отметить, что история национальной хореографии начинается с 30-х годов прошлого века, с открытия 17 января 1934 года Государственного музыкального театра. Ровно через три года на основании Указа Президиума Верховного Совета республики театр был преобразован в Государственный театр оперы и балета. Строительство здания театра началось в 1936 году и было завершено в 1941-м. 7 ноября 1941 года театр открылся в собственном здании. В том же году он получил статус академического, а в 1945-м ему было присвоено имя Абая.

З0 лет независимости стали важной вехой и в истории Национального русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова, которому пришлось пройти через сложный период становления страны. Спектакль «Эзоп», поставленный в 2000 году театром на спонсорские средства, был удостоен Государственной премии РК, ее также присудили режиссеру-постановщику Рубену Андриасяну, художнику Владимиру Кужелю, актерам Ирине Лебсак, Юрию Капустину и Сергею Погосяну.
Казахстанское театральное искусство достойно представлялось на различных международных фестивалях искусства, форумах и конкурсах. Республиканский фестиваль драматических театров проводился с 1992 года. Большое внимание уделялось национальным театрам, представляющим различные этнические группы, символизирующие духовное согласие и близость разных народов, населяющих Казахстан. Один раз в два года с 2011-го организовывался Республиканский фестиваль национальных (этнических) театров Казахстана, на площадках которого театральные представления ставились на шести языках — казахском, русском, корейском, уйгурском, узбекском и немецком.

«Необходимо организовывать гастроли этнических театров и их народных коллективов во всех регионах, на лучших сценах Казахстана, а также за рубежом», — сказал Президент Касым-Жомарт Токаев во время ХХХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана.

Прекрасное здание — еще не театр
Блистательное здание театра «Астана Опера» было построено с учетом классических традиций мирового зодчества, в архитектуре которого подчеркнут казахский национальный колорит. Состоит из двух зрительных залов, созданных в традиционном стиле итальянских театров XIX века, рассчитанных на 1250 и 250 посадочных мест. Оркестровая яма расположена на нескольких уровнях и вмещает более 100 музыкантов. Как известно, прекрасное здание — это еще не театр, его необходимо наполнить событиями, талантливыми личностями, хорошим репертуаром, классическим оркестром. История театра начинается с 2013 года презентацией классического казахского оперного спектакля «Биржан — Сара». В Астане были организованы гастроли Мариинского театра Санкт-Петербурга, Государственного театра оперы и балета из Тбилиси, генуэзского «Карло Феличе», неаполитанского «Сан-Карло» и знаменитого миланского театра «Ла Скала».
На сцене театра «Астана Опера» вместе со знаменитыми казахстанскими артистами Бибигуль Тулегеновой, Айман Мусаходжаевой, Жанией Аубакировой, Нуржамал Усенбаевой, Аланом Бурибаевым, Майрой Мухамедкызы и другими выступали звезды мирового музыкального искусства: Пласидо Доминго, Зубин Мета, Елена Образцова, Валерий Гергиев, Хосе Каррерас, Анна Нетребко, Марсело Альварес. Состоялась мировая премьера, представившая международному сообществу оперу Джузеппе Верди «Аттила». Для постановки был приглашен всемирно известный французский режиссер и сценограф Пьер Луиджи Пицци.

Театр «Астана-Балет» по праву является предметом гордости новой столицы. Получив развитые европейские формы и апробированную школу русского классического балета, казахская хореография всего за несколько десятилетий совершила стремительный взлет в своем развитии, отмечала балетный критик, профессор Гульнар Жумасеитова.

Лучшие отечественные и зарубежные специалисты в области хореографического искусства, такие как заслуженный деятель РК А. Алишева, главный балетмейстер «Астана-Балет», заслуженная артистка РК А. Тати, прима-балерина, хореограф, балетмейстер, народная артистка РК Г. Туткибаева, яркостью своего искусства определили динамику и художественное своеобразие театрального балета. Первые гастроли театра состоялись в 2013 году в КНР. В 2014 году театр впервые представил Казахстан на Международном фестивале искусств «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге. Благодаря поддержке государства ведущие солисты оперы и балета проходили стажировку в Академии театра «Ла Скала», Венской опере, Мариинском театре, Фонде Перголези Спонтини, школе Итальянской оперы в Болонье.

Талантливая молодежь Казахстана достойно представляла искусство как в стране, так и за рубежом. Выпускники казахстанской школы балета в настоящее время работают по всему миру, где не раз завоевывали призовые места и престижные награды. Солисты оперы и балета становились лауреатами и дипломантами престижных международных конкурсов и фестивалей. К примеру, Алия Таныкпаева — казахстанская артистка балета, прима-балерина Венской оперы, первая солистка Цюрихского балета, «Этуаль балета» Венгерского государственного оперного театра, лучшая классическая балерина Венгрии 2015 и 2018 годов, заслуженный деятель Казахстана. В 2021 году Алия Таныкпаева была удостоена государственной награды Венгрии — «Серебряного креста Венгерского ордена заслуг».

Заслуженный деятель РК С. Байгожин, лауреат международных конкурсов Б. Андержанов, оперная певица, заслуженный деятель РК Ж. Габдуллина, заслуженный деятель РК, лауреат Национальной премии «Алтын адам», кавалер ордена Звезды Италии М. Чотабаев являются победителями многих международных певческих конкурсов.

Признанием профессионального мастерства актеров стало присвоение Указами Президента РК в декабре 2020 года, накануне Дня Республики, Казахскому государственному академическому театру оперы и балета имени Абая, Казахскому государственному академическому театру драмы имени М. Ауэзова, Государственному академическому русскому театру драмы имени Ю. Лермонтова и Казахскому академическому музыкально-драматическому театру имени К. Куанышбаева статуса «Национальный». Это высокая оценка со стороны государства труда и заслуг всего многочисленного коллектива театров — артистов, дирижеров, балетмейстеров, хормейстеров, режиссеров, представителей всех поколений — от истоков до сегодняшнего дня.

Созвездие имен
Яркое созвездие талантов национальной культуры составляют казахстанский деятель искусств, лауреат Государственной премии РК и независимой премии «Тарлан», профессиональный театровед и критик А. Сыгай, актер, театральный режиссер, театральный педагог Р. Сейтметов, композитор, дирижер, заслуженный деятель культуры Казахстана С. Байтереков и другие масштабные личности, вклад которых в национальную культуру сложно переоценить.

С 1995 года Казахским государственным академическим театром имени М. Ауэзова проводились фестивали «Театр көктемі» («Театральная весна»). Одним из организаторов фестивалей был выдающийся режиссер театра и кино, лауреат Государственной премии СССР и РК, заслуженный деятель искусств, «Халык каһарманы» («Народный герой») А. Мамбетов, на протяжении почти сорока лет проработавший художественным руководителем театра имени М. Ауэзова. Позже он был приглашен художественным руководителем в столичный Казахский государственный музыкально-драматический театр имени К. Куанышбаева. Спектакли, поставленные им, определили особый дух, новое содержание и форму национальной режиссуры, подняли на новый качественный уровень национальное сценическое искусство.

Новые постановки
В Концепции развития культурной политики Казахстана на 2023-2029 годы, утвержденной Правительством РК, особое внимание уделено отечественному театру. Одним из целевых индикаторов стало троекратное увеличение постановок казахстанских авторов. В содержательной сути концепции актуализируется последовательная программа открытия театральных трупп для детей инклюзивной группы, организации онлайн-показов спектаклей для лиц с особыми потребностями, строительство новых театров и дальнейшая реализация мер господдержки молодых талантов.

Современный театр во все времена востребован и любим. Зрители с нетерпением ждут новых постановок. Это необъяснимое чудо происходит тогда, когда режиссер и актеры, художник, специалисты постановочной части создают сценическое действие, заставляющее думать, восхищаться, сопереживать, возмущаться, не оставляющее зрителей равнодушными. Ради этого создаются и совершенствуются театральные технологии, в том числе главная составляющая театрального процесса — сценография.

Таким образом, за годы независимости существенно выросло влияние театров в духовной сфере, преобразилась инфраструктура театральных объектов. В Астане, Караганде, Костанае, Усть-Каменогорске, Талдыкоргане, Шымкенте, Туркестане воздвигнуты новые здания театров, архитектурные стили которых подчеркивают востребованность театрального мира в социуме.

Театральное искусство является неотъемлемой частью культурной политики в Казахстане, поэтому необходимо создавать благоприятные условия и возможности для профессионального роста актеров, в том числе на всемирно признанных сценах.

Базарбай АЛТАЕВ,
деятель культуры РК

Статьи по Теме

Back to top button