В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ первым условием модернизации нового типа назвал сохранение казахской культуры, собственного национального кода. В 2015 году в столице по инициативе Елбасы создана Казахская национальная академия хореографии, одной из ключевых целей которой является сохранение и развитие казахского народного танца, продвижение национального культурного наследия в глобальном мире.
На днях старший преподаватель Казахской национальной академии хореографии Анвара САДЫКОВА прочла большую познавательную онлайн-лекцию на тему «Казахский танец — достояние национальной культуры».
Древние истоки
— Казахский народ за свою многовековую историю создал богатую самобытную духовную культуру, важной составной частью которой является танцевальное искусство. Танец обладает многообразием формы и видов, возникших из отражения окружающей действительности. В народном быту сложились свои традиции, своя координация движений, пластическая выразительность, музыкально-ритмические рисунки. Лексика танца рождались в единстве не только с ритмом, мелодией народной музыки, но и с декоративно-прикладным искусством, устным поэтическим творчеством, языком, обрядами, традициями казахского народа, — подчеркнула спикер.
По словам Анвары Садыковой, археологическими памятниками, которые доказывают древнее происхождение казахского танца, являются петроглифы.
— Наскальные рисунки изображают исполнение массовых ритуально-обрядовых танцев. Эти сакральные танцы отображали мировоззрение наших предков, их ощущение окружающего мира, природных явлений, — говорит лектор.
Как отметила Анвара Садыкова, яркими носителями пластического языка в степной культуре были артисты сал-сері.
— Это универсальные артисты, которые и пели, и танцевали, и играли на музыкальных инструментах, и были великолепными сказителями, — рассказывает лектор.
В изучении истории казахского танца ученые опираются на труды таких отечественных исследователей, как Даурен АБИРОВ, Озбекали ЖАНИБЕКОВ, Аубакир ИСМАИЛОВ.
— Они четко зафиксировали имена исполнителей рубежа XIX — начала XX веков. Среди них знаменитый народный комик XIX века Ағашаяқ-Рақымберді, он совмещал танец с прыжками через 9 посаженных рядом верблюдов. В первой четверти XX века были такие артисты, как Жынды Қара, Жынды Омар. Они в сатирических пантомимах, своих танцах высмеивали баев, феодалов. Те в отместку называли их жынды — дурачок. На одной из ярмарок в начале 30-х годов XX века был известен народный комик Зәрубай. Он одевался в костюм зайца и исполнял қоян би. При этом прыгал как заяц по столу с расставленными на нем пиалами, не задевая и не роняя ни одной из них. Это говорит об очень сильной координации, технике исполнения, удали танцовщика, — продолжает лектор.
Она добавила, что сохранились сведения о народном комике Рахиме Асылбекове, который превосходно исполнял такие танцы, как «Қазақ би», «Ортеке», «Қара жорға».
— Народный акын Доске Алимбаев исполнял танец ұтыс биі — танец-состязание, а также в паре с другим джигитом танец құсбегі-дауылпаз. Народный акын Шашубай Кошкарбаев перед своим выступлением вскакивал на коня, исполнял танец джигита на полном ходу и, стоя в седле, затем спрыгивал на землю и плясал вокруг коня. Он же показал комический танец ортеке, — поделилась историческими сведениями Анвара Садыкова.
В ходе лекции она продемонстрировала уникальную видеозапись, на которой известный казахский танцовщик Исхак БИЖИБАЕВ в 1934 году на фестивале народного танца в Москве исполняет юмористический танец «Насыбайшы» — танец с табаком. Также участники онлайн-лекции увидели старинную видеохронику, на которой Исхак Бижибаев и молодые танцовщики казахского музыкально-драматического театра демонстрируют танец «Көкпар».
Танец и театр
Новая история казахского танца, по словам Анвары Садыковой, начинается с 30-х годов ХХ века. Это связано со становлением профессионального театрального искусства.
— Особенную роль в этом сыграла Шара ЖИЕНКУЛОВА. Она первая профессиональная казахская танцовщица, народная артистка КазССР, пропагандист казахского танца. Совмещала два жанра — пела и танцевала. Помимо казахских танцев исполняла танцы народов мира. Снималась в фильмах. После посвятила себя педагогической деятельности, в 1965 году стала руководителем казахского хореографического училища и открыла там народное отделение. Она ввела дисциплину «казахский танец» в учебную программу. С того момента это одна из основных дисциплин в подготовке будущих артистов балета и ансамблей танца. Шара Жиенкулова первая занялась систематизацией, созданием методики преподавания казахского танца, — подчеркнула Анвара Садыкова.
В историю казахского хореографического искусства вошло имя современницы Шары Жиенкуловой Нурсулу ТАПАЛОВОЙ, которая танцевала в дуэте с великой Галиной УЛАНОВОЙ.
— Уникальная личность — Аубакир Исмаилов. Восхищает его универсальный талант. Он был режиссером, актером, танцовщиком, музыкантом, сказителем, выдающимся художником. Аубакир Исмаилов являлся носителем самобытного степного пластического языка, движения, которые он исполнял, используются по сегодняшний день и входят в программу казахского мужского танца, — сказала Анвара Садыкова.
Спикер рассказала о других выдающихся исполнителях, которые внесли вклад в развитие казахского танца.
— Любая история строится на личностях. За 85 лет истории казахского профессионального хореографического искусства каждое поколение привносило свою индивидуальность, свое понимание пластического языка, но сохраняло самобытность казахского танца, — подчеркнула лектор.
По ее словам, тематика казахского танца очень широкая.
— Пластика казахского танца настолько богата, что можно на базе этих движений создавать танцы от бытовой темы до высоко философских, — подчеркнула Анвара Садыкова.
В завершение лекции хореограф продемонстрировала зрителям несколько уникальных движений из казахского женского танца и рассказала об их значении, истории появления.
Фото из архива «ВА»