Культура

История жизни и любви

Торжественно и в то же время очень душевно прошел литературно-музыкальный вечер в честь дня рождения великого казахского поэта, мыслителя Абая Кунанбаева в Театре «Жастар», организованный Управлением по развитию языков и архивного дела акимата Астаны.

Зал театра был полон. Юные, молодые и люди почтенного возраста — почитатели творчества великого казахского мыслителя пришли в театр, чтобы соприкоснуться с творческим наследием Абая. Основная задача данного мероприятия — пробудить интерес молодежи к чтению классической литературы, популяризировать творчество великого поэта. Абай — это человек, который не остался в рамках одного народа, он поднялся на духовные высоты человечества, его чтят во всем мире.

С первых минут гости погрузились в атмосферу XIX века, традиционный уклад жизни казахской степи того времени. Приглушенный свет настроил сидящих в зале на лирический лад. Со сцены лились знакомые строки песен Абая, звучали его стихи и «Слова назидания».

Актеры воспроизвели в театральных постановках знаковые события из жизни поэта. Зрители увидели юного Ибрагима (в семье его ласково звали Абай, под этим именем он и вошел в историю), впитывающего воспитание матери, пример и уроки отца.

Отец особенно отличал его из своих сыновей. С тех пор, как ему исполнилось 13 лет, Кунанбай постоянно брал его с собой, объяснял, как устроены мир и общество.

Вот актеры разыгрывают сцену одного из самых суровых наказаний по шариату — забрасывание камнями живого человека. Никто не проверял, были ли в чем-нибудь действительно виноваты жертвы такого «правосудия». Маленький Абай был свидетелем этой трагедии. Уже тогда в нем пробудилось глубокое отвращение к существующему бесправию, уже тогда он стал задумываться о том, насколько справедливы судьи, в том числе и его отец. О многом он начал глубоко размышлять, и многое уже не казалось ему, как прежде, само собой понятным и правильным. Но узы среды и воспитания были слишком сильны для ребенка.

Еще большее бесправие увидел Абай во время спора старейшины Божея с Кунанбаем. Дело кончилось тем, что в соответствии с решением судей маленькую сестричку Абая Камшат отдали «на воспитание» семье Божея в счет штрафа. Будущий поэт сильно переживал за любимую сестренку и просил отца вернуть ее домой, но властолюбивый отец не собирался уступать сыну. Маленькая Камшат — невинная жертва безжалостного, гордого Кунанбая — скоро умирает, по всей вероятности, из-за плохого ухода за ней и тоски. Абай начинает понимать, что это вина не только семьи Божея, но и его отца. Смерть сестренки оставила глубокий след в сердце мыслителя. Экпрессивная игра актеров не оставляет равнодушными зрителей в зале, кто-то украдкой вытирает слезы, а кто-то искренне аплодирует актерской игре.

Конечно же, показали на сцене и историю яркой, незабываемой любви юного мыслителя к Тогжан. Увы, судьба не всегда благосклонна к любящим сердцам, и этому союзу не суждено было состояться. Как предполагают многие абаеведы, возможно, эта грустная история любви разбудила в сердце писателя любовь к поэзии и дала толчок к глубоким размышлениям о смысле жизни. С разбитым сердцем бродил он в одиночестве в степи, тогда же пристрастился к чтению, научился играть на домбре и стал сочинять стихи.
Любители музыки наслаждались композициями, ставшими уже поистине народными: «Көзімнің қарасы», «Айттым сәлем, Қаламқас», «Желсіз түнде жарық ай».

Вечер прошел на одном дыхании. Зрители долго аплодировали актерам и не отпускали их со сцены.

Статьи по Теме

Back to top button