Год детей

Итоги 2022 года в Казахстане

Этот год принес с собой множество беспрецедентных экономических и социальных вызовов для целого ряда государств, включая Казахстан. Об экономике, бюджете и инвестициях,
о том, как справлялась страна с новыми вызовами, читайте в нашем материале.

Экономика За 11 месяцев текущего года рост ВВП составил 2,7%, внешний товарооборот вырос на 34% – до $111 млрд, экспорт – на 45%, в том числе по обработанным товарам – на 35%. Положительный торговый баланс увеличился в 2 раза и достиг $31 млрд. Объем инвестиций в основной капитал вырос на 6,6%.
По основным сферам экономики значительно вырос приток инвестиций в образование, торговлю, строительство, транспорт и логистику, сельское хозяйство, промышленность.

Одной из самых острых проблем, возникших в 2022 году, стал рост цен на продукты питания. Рост стоимости социально значимых продовольственных товаров установился на отметке 22,3%. Еще в начале весны Правительство незамедлительно приняло необходимые меры противодействия. В частности, регионам была поставлена задача по доведению финансирования «оборотной схемы» – одного из наиболее эффективных рыночных механизмов сдерживания цен – до 100 млрд тенге.

Кроме того, во всех регионах были сформированы специальные комиссии по борьбе с посредническими схемами, начат мониторинг магазинов и более крупных объектов для контроля допустимой 15-процентной торговой надбавки, активизированы антимонопольные действия на рынке. Эти и другие, более точечные меры, включая принятие Комплексного плана по развитию сахарной отрасли, дали свои результаты, значительно смягчив активный рост цен.

В августе Премьер-министр РК Алихан Смаилов поручил выработать новые подходы по сдерживанию цен на продукты питания, соответствующие рыночным механизмам и направленные на борьбу не с последствиями, а с причинами роста. С этого периода для повышения эффективности сдерживания цен началось переформатирование основных государственных механизмов. В частности, финансирование по «оборотной схеме» было решено направить преимущественно на поддержку производителей, а не торговых сетей, чтобы обеспечить насыщение внутреннего рынка собственными продуктами. Эта работа, в том числе по строительству новых современных овощехранилищ, контрактации поставок овощей и фруктов будущего урожая, защите внутреннего рынка от демпинга импортной продукции, будет продолжена уже в новом году.

Развитие малого и среднего бизнеса Начат новый этап реформирования системы государственного контроля – переход с 1 января 2023 года от проверок к профилактике нарушений через автоматизацию. Планирование профилактического контроля также будет осуществляться без человеческого участия с фокусом только на проблемных субъектах. В результате уже к середине 2023 года будут автоматизированы 62 сферы контроля. Полноценно новые подходы в регуляторной политике заработают к началу 2024 года.

В текущем году внедрено льготное микрокредитование под 5% в моногородах, малых населенных пунктах и селах, запущена региональная программа поддержки МСБ с льготным кредитованием по ставке от 1%, а также начало действовать льготное кредитование под 5% для западных и южных регионов. Вместе с тем была снижена максимальная сумма кредитования с 7 до 3 млрд тенге, что позволило увеличить охват субъектов бизнеса мерами господдержки, и внедрен отраслевой подход при ее оказании.

В целом доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны в 2022 году достигла 35,7% (II квартал), число субъектов предпринимательства выросло на 20% – до 1,7 млн (на 1 декабря), а количество занятых в МСБ людей – на 9,3% – до 3,7 млн (II квартал).

Демонополизация и борьба с теневой экономикой В собственность государства уже удалось вернуть 11 ключевых компаний в промышленности и энергетике, сферах оказания железнодорожных и телекоммуникационных услуг, а также ряд крупных объектов недвижимости в Астане и Алматы, денежные средства в размере $100 млн и 2,5 млрд тенге. Сегодня комиссия работает над возвратом в госсобственность еще 26 компаний.

Благодаря принятым мерам за 11 месяцев было обеспечено дополнительное поступление в бюджет более 900 млрд тенге. В целом по итогам года в Казахстане ожидается снижение доли теневой экономики до 19% от ВВП.

Новая налогово- бюджетная политика В 2022 году были внедрены контрцикличные бюджетные правила, что позволило сократить трансферты из Национального фонда на 1,4 трлн тенге, а также стабилизировать темпы роста государственных расходов.
В нынешнем году были увеличены ставки налога на добычу полезных ископаемых, исключены льготы по дивидендам, повышены ставки за цифровой майнинг, а для микро- и малого бизнеса введен единый платеж из фонда оплаты труда со снижением суммарной нагрузки с 35 до 20%.

В целом налогово-бюджетная политика в республике будет направлена на снижение ненефтяного дефицита до 5% к 2030 году, а также рост активов Нацфонда до 100 млрд долларов. Планируется также внедрение новых подходов в налогообложении предметов роскоши. Сокращение участия государства в экономике и привлечение иностранных инвестиций.

В Комплексный план приватизации до 2025 года дополнительно включен 171 объект, при этом исключены порядка 200 социально значимых объектов в сферах водо-, электро- и теплоснабжения, которые важны для жизнеобеспечения населения в регионах. На сегодня 352 объекта комплексного плана на сумму 296 млрд тенге уже переданы в конкурентную среду, 62 объекта – на стадии реорганизации и ликвидации.
В целом благодаря принимаемым мерам долю участия государства в экономике планируется сократить до 14% к 2025 году.

Что касается привлечения иностранных инвестиций, то по итогам I полугодия привлечено 14,5 млрд долларов прямых инвестиций (на 28% больше, чем в прошлом году). Ведется работа с общенациональным пулом, который состоит из 930 проектов с привлечением инвестиций на общую сумму порядка 32 трлн тенге (из более 30 стран мира) и предполагает создание порядка 130 тыс. рабочих мест. На сегодня введено 190 проектов на 2,3 трлн тенге с созданием 15 тыс. рабочих мест, в том числе 45 проектов с участием иностранных компаний на сумму 1,7 трлн тенге.

Статьи по Теме

Back to top button