КультураНовости

Из плеяды великих. Абай

Казахстанский Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова реализует проект по созданию веб-портала «Великие имена Великой степи». Среди выдающихся личностей достойное место в галерее займет глава о казахском поэте и мыслителе Абае Кунанбаеве.

Внимательный и осторожный

23 августа (по старому стилю 10 августа) 1845 года у родоправителя, старшего султана Каркаралинского окружного приказа и крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаев) родился сын Ибрагим (Ибраһим – имя арабского происхождения, возникшее как форма имени библейского пророка Авраама) в Шынгызских междугорьях вблизи Семипалатинска Западно-Сибирского генерал-губернаторства (ныне Абайский район Восточно-Казахстанской области). Дедом Ибрагима, получившего позже от бабушки Зере прозвище Абай (каз. – «внимательный», «осторожный»), был Оскенбай, прадедом – Ыргызбай – знатные родоправители и бии рода тобыкты подрода олжай крупного племени аргын среднего жуза. Мать будущего поэта Улжан происходила из рода каракесек того же племени аргын.

Медресе

В раннем детстве Абай получил домашнее обучение у приглашенного из города муллы Габитхана Габдыназарулы, с девяти лет продолжил обучение в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске (1855-1859), где углубленно изучал восточные языки (арабский, персидский и пр.) и литературу. На третьем году обучения в медресе стал параллельно посещать русскую приходскую школу, проучившись около трех месяцев. Его отец Кунанбай понимал необходимость знания русского языка для будущего главы рода. Это светское образование, дополнившее религиозное, позволило будущему великому поэту приобщиться к русской культуре. Именно в Семипалатинске Абай сделал первые пробы стихов в духе восточной и казахской поэзии: любовные посвящения, стихи-импровизации и пр.

– Проект разработан после выхода статьи Первого Президента РК Нурсултана НАЗАРБАЕВА «Семь граней Великой степи» с целью объективного изучения отечественной истории и вклада выдающихся деятелей в становление государственности, науки и культуры страны, – рассказывает ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова Аксункар АБДУЛИНА. – Основную часть контента веб-портала составит энциклопедия, включающая биографические статьи (около 100 статей) со ссылками на научную литературу. Данный портал будет размещен на сайте Института истории и открыт для всех интересующихся историей нашего народа и тюркской цивилизацией в целом. Между тем информационное сопровождение на трех языках сделает портал востребованным для читателей ближнего и дальнего зарубежья. В галерее великих имен достойное место занимает глава об Абае Кунанбаеве – казахском поэте, ставшем основоположником письменной литературы казахов, классиком мировой литературы, композитором, мыслителем, общественным деятелем, просветителем.
Проследим его не очень долгий, но такой значимый для казахского народа и культуры жизненный путь.

Когда сыну исполнилось 13 лет, отец Кунанбай отозвал Абая в родной аул, привлекая к решению судебных дел в качестве бия.

Общение подростка со знатоками казахского обычного права, веками установленных обычаев и традиций, ораторами-златоустами, сопровождавшими свои речи при судопроизводстве пословицами и поговорками, повлияло на его духовный и личностный рост. Уже в 20 лет Абай снискал уважение среди своих соплеменников своими знаниями и не по годам мудрыми решениями по разрешению межродовых споров, в 1875 году был избран волостным Коныр-Кокшекской волости, проработав до 1878 года.

Верховный би

После долгих лет самообразования, уже умудренный жизненным опытом и в рассвете жизненных сил, к сорока годам он приступил вновь к литературному творчеству в качестве поэта. В 1886 году, написав стихотворение «Лето», Абай стал подписывать свои творения собственным именем, а не именем ученика и друга Кокбая Жанатайулы. Мировоззрение казахского поэта и мыслителя испытало влияние в первую очередь гуманистической философии и поэзии Востока (Ибн Сина, Алишер Навои, Низами и др.), европейской литературы, в особенности русской классики, а также революционно-демократической мысли Российской империи через общение с политическими ссыльными в г. Семипалатинске – Долгополовым, Михаэлисом, Гроссом.


Однако Абай продолжал деятельность и в качестве бия. В мае 1885 года он принимает участие в работе чрезвычайного съезда биев в местечке Карамолы Семипалатинской области, на котором было принято «Положение Карамолы» («Семей қазақтары үшін қылмысты істерге қарсы заң ережесін»), включающее 93 статьи по обычному праву казахов в условиях Российской империи. Текст этого исторического документа, впервые письменно зафиксировавшего право у казахов, в составлении которого принимал участие великий поэт, был впервые опубликован в первом номере журнала «Абай» в 1990 году. На этом съезде собравшиеся 100 биев от пяти уездов Семипалатинской области избрали Абая верховным бием (төбе би), имевшим решающий голос в решении судебных дел.

В июле 1890 года в урочище Кошыбек Семипалатинской области Абай подвергся нападению за свою судейскую деятельность при поездке на заседание совета биев по разрешению земельного спора между Мукырской и Шынгызской волостями, получив серьезные телесные повреждения и едва выжив. В 1897 году в ауле Абая в Жидебае был произведен обыск приехавшими жандармами во главе с полицмейстером г. Семипалатинска по доносам врагов поэта, обвинявших его в антиправительственной деятельности и называвших «смутьяном среди народа», «врагом белого царя» и т.д. Зависть, интриги, вероломство врагов негативно влияли на Абая, отняли у него много энергии и жизненных сил, которые он мог бы использовать для творчества.

Жидебай

Абай имел трех жен – Дильду, Айгерим и Еркежан, на которой ему пришлось жениться по законам аменгерства у казахов после смерти младшего брата, а также 10 детей – семь сыновей и три дочери. От Дильды – Акылбай, Акимбай, Абдрахман, Магауя, Гульбадан и Райхан, от Айгерим – Турагул, Мекаил, Изкаил, Кенже. Судьба детей Абая сложилась трагически, двое сыновей – Абдрахман и Магауя – умерли в 27 лет и 34 года, что тяжелым ударом легло на плечи поэта, а другие впоследствии были репрессированы советским режимом в 1930-е годы.

Преждевременная смерть сына Магауи, на которого отец возлагал большие надежды, подкосила здоровье Абая. Справив сороковины по любимому сыну, великий поэт ушел в мир иной 6 июля (по старому стилю 23 июня) 1904 года и был похоронен в родной долине Жидебай, у подножья Шынгызских гор.

Фото предоставлено Институтом истории и этнологии

(Продолжение следует)

Метки

Похожие статьи

Закрыть