Культура

Из жизни Абая

21 сентября Государственный академический казахский музыкально-драматический театр имени Калибека Куанышбаева открыл занавес XXXII театрального сезона. И по сложившейся традиции новый сезон начался с постановки «Абай» Мухтара Ауэзова.

Спектакль имеет свою особенность и вескую причину для открытия нового театрального сезона именно постановкой «Абай». Роль Абая стала вершиной сценического искусства выдающегося казахского актера Калибека Куанышбаева, имя которого носит столичный театр. Постановка этого спектакля возлагает большую ответственность на труппу.

Режиссером-постановщиком является заслуженный деятель Казахстана Алимбек ОРАЗБЕКОВ. «Абай» по мотивам произведения М. Ауэзова в жанре трагедии рассказывает о разных периодах жизни великого казахского поэта и просветителя.

Образ Абая на сцене воплотили два актера – народный артист Казахстана Тлектес МЕЙРАМОВ и заслуженный деятель Казахстана Нуркен ОТЕУЛОВ. Всего в постановке задействованы 65 актеров. Художник-постановщик – Канат МАКСУТОВ. Хормейстер – заслуженный деятель Казахстана Амантай ЖУМАШЕВ.

Абай – символ духовности и культуры казахов. Его учение тесно связано с духовным возрождением народа, а мудрость и по сей день находит отклик в душе каждого гражданина.

Абай говорил: «Хорошо ли я прожил до нынешнего дня, плохо ли, но пройдено немало. Всего было вдоволь в этой жизни: и споров, и тягостных пересудов, и борьбы, и недостойных ссор… Но вот, когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих намерений, в суетности и бренности человеческой жизни. И терзает мысль: чему же посвятить остаток дней своих? Чем заняться? Попытаться облегчить страдания народа? Может быть, умножать стада? Постигать науки и дальше? А может, посвятить себя служению вере? Заняться воспитанием детей?» (1890 год).

Мысли Абая, осуждающие многовековые консервативные обычаи, не потеряли актуальности и для сегодняшнего зрителя.

Абай – это целый мир, пространство, которое еще не полностью освоено. Гости вечера наблюдали за его жизнью и творчеством. Наблюдали за тем, как главный герой пережил предательство, соперничество, потерю близких. Несмотря на это, как человек широчайших знаний, он впитал в себя, прежде всего, всю мудрость представителей передовой степной мысли, хорошо знал казахские народные сказания, обряды и традиции. Абай, соединяя европейскую культуру с культурой казахских степей, не замкнул это на себе, а терпеливо отдавал окружающим, тем самым создавая культуру казахского народа.

Самое большое горе для человека – потеря ребенка. Такое ненастье не обошло стороной и великого просветителя. Именно на такой грустной ноте завершилась постановка.

Статьи по Теме

Back to top button