ГлавнаяОбразование

Качество и доступность образования — в приоритете

На обсуждение Общественного совета столицы был вынесен вопрос государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием на 2024-2028 учебные годы. Также был заслушан отчет о деятельности Методического центра города Астаны. В частности, рассматривался вопрос о результативности государственной аттестации школ, передает Вечерняя Астана.

С этой целью накануне заседания было организовано посещение организаций образования столицы — школыгимназии № 96, детского сада № 98, технического колледжа и специальной школы-интерната № 1. С докладом перед членами Общественного совета выступил руководитель Управления образования города Касымхан СЕНГАЗЫЕВ. Он коснулся всех направлений деятельности.

Сегодня в столице работают 780 образовательных организаций: 247 — государственные, 533 — частные, охватывающие 365554 ребенка. 546 детских садов, 175 школ, 32 колледжа. 13 организаций дополнительного образования и 16 специальных. 8 психолого-медикопедагогических комиссий, 4 центра профессиональной подготовки кадров, 2 ресурсных центра, 1 Центр аутизма, 1 Центр поддержки детей.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

— По сравнению с прошлым годом в городе стало на 21 детский сад больше. Сегодня в столице работают 546 детских садов, в которых обучаются 69953 ребенка. В целях увеличения охвата детей дошкольным воспитанием и обучением госзаказом на 2023 год было выделено 10214 мест. В этом году мы разместим госзаказ еще на 10317 мест. Для устранения нехватки мест в ближайшие годы планируется построить 60 детских садов. Сегодня определены земельные участки для 10 детских садов и начаты проектные работы. С начала нового учебного года бесплатное питание организовано для 12056 детей отдельных категорий, впервые обучающихся в дошкольных образовательных организациях.

Сегодня в 12 дошкольных образовательных организациях открыты кабинеты инклюзивной поддержки для детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями (аутизм). До конца этого года еще в 20 дошкольных образовательных учреждениях откроются такие кабинеты, — сказал Касымхан Сенгазыев.

Глава ведомства отметил, что будет расширен спектр государственных услуг для детей, нуждающихся в специальном образовании.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

— Для решения проблемы трехсменности и переполненности школ в прошлом году ввели в эксплуатацию 12 новых школ: 7 государственных, 5 частных. Кроме того, в этом году ведется строительство 32 школ: 5 государственных, 24 «комфортные», 3 частные. 12 из них будут сданы к новому учебному году, а остальные введут в эксплуатацию до конца этого года. А в 2025 году ожидается ввод в эксплуатацию 25 школ: 10 государственных, 9 «комфортных», 6 частных. Строительство этих школ полностью решает проблему 8 трехсменных школ и 18 школ с избыточным количеством детей в нашем городе. Кроме того, в связи с ежегодным увеличением количества школьников к 2026-2027 учебному году возникнет потребность в 4 тысячах учителей. Для решения проблемы кадрового дефицита ежегодно из местного бюджета выделяются гранты на 1000 мест по педагогическим специальностям. Сегодня более 4000 студентов получают образование по государственному образовательному гранту, — сказал спикер.

В текущем учебном году для качественного питания детей разработано четырехнедельное меню, а в 98 школах 96531 учащийся обеспечен бесплатным горячим питанием: 91126 учащихся 1-4 классов, 5405 — из социально уязвимых групп населения 5-11 классов.

В текущем учебном году для качественного питания детей разработано четырехнедельное меню, а в 98 школах 96531 учащийся обеспечен бесплатным горячим питанием: 91126 учащихся 1-4 классов, 5405 — из социально уязвимых групп населения 5-11 классов.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

— По итогам учебного года качество образования составило 56,69%, это выше, чем в прошлом. Реализуется несколько проектов, направленных на повышение качества образования студентов PASCH (немецкий язык), GLOBAL SCHOLARS (английский язык), Cisco (информатика). Поскольку квалификация учителей напрямую связана с качеством образования, важен и их профессиональный рост.

Кроме того, в прошлом году для 46 школ было приобретено 107 предметных кабинетов, в этом году их получат еще 67 школ. Впервые на цифровой формат переведены учебники «Цифровая грамотность», «Изобразительное искусство», «Привитие труда» для 1-2 классов. Столичные школы обеспечены электронными учебниками на 100%, — сказал руководитель управления.

Для того чтобы обеспечить детям комфортную и безопасную среду, все образовательные учреждения оснащены цифровыми камерами видеонаблюдения, турникетами, тревожными кнопками и высокоскоростным Интернетом.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

В столице сформирована единая система координации образовательной деятельности. Во всех образовательных центрах внедрена программа «Интегрированное образование».

С сентября во всех школах открылись центры педагогической поддержки родителей. В этом учебном году были реализованы проекты укрепления взаимоотношений школы и родителей.

Впервые с целью повышения интереса учащихся к чтению книг и расширения их познавательного кругозора в начале каждой смены был запущен проект «Чтение художественной литературы за 8 минут». В течение учебного года в проекте регулярно участвовали 223000 учащихся 99 школ. Они читали книги разных жанров, предлагаемые программой «Детская библиотека». В 2023 году школьные библиотеки пополнили 30 тысяч художественных книг, в этом году планируется закупить более 25 тысяч.

— В нашем городе есть два летних лагеря, построенных еще в прошлом веке и нуждающихся в полной реконструкции. Сегодня разработан комплексный план укрепления материально-технической базы двух лагерей, и в 2025 году будут проведены полноценные ремонтные работы. Кроме того, в этом году в нашем городе открылся один новый лагерь, — сказал Касымхан Сенгазыев.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 32 организациях технического и профессионального образования города (9 — государственные, 23 — частные) обучаются 35923 учащихся, из них по заказу государственного образования — 20289. В целях подготовки востребованных кадров разработана региональная карта потребности в специалистах — атлас новых профессий. Соответственно, появилось представление о профессиях, которые будут востребованы на рынке труда города в ближайшие 3-5 лет.

— В этом году совместно с предприятиями города, а также Региональной палатой предпринимателей проведена работа по дуальному обучению. Сегодня в этой системе — 6215 учащихся из 25 колледжей по 65 специальностям с участием 369 предприятий. В прошлом году впервые в трех колледжах столицы были внедрены экспериментальные образовательные программы для учеников 10-11 классов по рабочим профессиям. Согласно пилотному проекту, через 1,5 года учащиеся получат аттестат о среднем образовании, а также диплом по профессии портной, повар, автогазосварщик. Обучение ведется под патронатом крупных предприятий, для того, чтобы ребята получили работу по своей профессии. Кроме того, в этом году госзаказ на целевую подготовку кадров увеличится вдвое, — отметил глава ведомства.

Согласно поручению Главы государства, до 2029 года в столице планируется построить 15 современных объектов дополнительного образования, 2 из которых были сданы в эксплуатацию в прошлом году. Еще по трем объектам выделены земельные участки и ведутся проектные работы. В текущем году охват дополнительным образованием составляет 81,5%, что на 6% больше, чем в прошлом. В школах работают 2188 кружков и секций, где занимаются 158185 детей. За последние 3 года в городе открыто 15 филиалов организаций дополнительного образования.

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГОВ

О деятельности Методического центра акимата города за 2023 год рассказала его руководитель Сындар ДАУЕШОВА.

— Наш центр занимается методическим сопровождением непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов. Рост квалификационных категорий наших методистов в сравнении с 2022 годом увеличился на 20%, что позволяет центру качественно оказывать методическую помощь педагогам и организациям образования. Кроме этого, в настоящее время в магистратуре обучаются десять методистов, которые на будущий год получат академическую степень магистра, один является выпускником республиканской программы «Болашақ», один методист обучается в докторантуре PhD, — сказала руководитель центра.

Справочно: На сегодняшний день в столице функционирует 741 организация образования: дошкольного — 532, среднего — 165, ТиПО — 32, дополнительного — 12. В них работает более 23000 педагогов, в государственных организациях образования — около 17000. В центре имеется потребность в методических кадрах, причина тому — низкая заработная плата. Однако, как отметила Сындар Дауешова, несмотря на трудности, центром проводится большая методическая работа. Так, в 2023 году проведено 37 профессиональных конкурсов для педагогов столицы, где приняли участие более 3 тысяч педагогов. Активно функционируют кабинеты психологической помощи в пяти районах города, которые оказывают психологическую и методическую поддержку как педагогам, так и родителям. За 2023 год государственную аттестацию прошла 131 организация образования, в 2024 году аттестуются 125.

— Одним из направлений деятельности центра является воспитательная работа в организациях образования, профилактика правонарушений, социально-психологической служба. На сегодняшний день необходимо отметить активную позицию центра в реализации задач, стоящих перед организациями образования в соответствии с требованиями Концепции воспитательной работы и Единой программы воспитания «Біртұтас тәрбие бағдарламасы», — подытожила Сындар Дауешова. В ходе обсуждения докладчики ответили на вопросы членов Общественного совета и приняли к сведению их рекомендации.

Статьи по Теме

Back to top button