Как изменился общественный транспорт столицы в 2024 году
Численность населения Астаны в 2024 году превысила 1,5 миллиона человек, и с каждым годом все больше людей выбирают столицу как место для жизни. Чтобы справиться с возрастающими нагрузками на общественный транспорт, в столице внедряются новые маршруты и инновационные решения. О том, как изменились городские перевозки в 2024 году, – в нашем материале.
По данным City Transportation Systems, в этом году в рамках программы обновления автопарка столицы было закуплено 315 новых автобусов, ожидается поставка еще 22. Эти автобусы отличаются современными техническими характеристиками, экологичностью и комфортом для пассажиров.
В течение этого года были введены 13 новых маршрутов: № 42, 55, 58, 62, 63, 201, 202, 203, 501, 502, 503, 504, 505. Из них 5 – городские, 5 – экспресс-маршруты и 3 – ночные.
– Были открыты новые маршруты № 42, 58, 505, которые стали обслуживать районы, ранее не охваченные регулярным автобусным сообщением. Например, улица Кумисбекова, мечеть Ырыскелды Кажы, проспект Туран – от улицы Улы Дала до улицы Хусейна бен Талала, – отметили в CTS.
Уходящий год стал знаковым для жителей села Отемис. Общественный транспорт впервые стал курсировать между селом и Астаной.
1 июня в столице был запущен первый кольцевой маршрут № 55, который охватил основные транспортно-пересадочные хабы столицы, такие как «Дом министерств», «ТРЦ «Хан Шатыр», «ТД «Гулжан», «Казахконцерт имени Розы Баглановой», «Филармония имени Е. Рахмадиева».
В наиболее загруженных районах города увеличено количество рейсов в часы пик для уменьшения скопления пассажиров. С учетом запуска новых маршрутов в этом году количество автобусов увеличилось на 269 по сравнению
с 2023-м.
В 2024 году были добавлены Bus Lane на проспектах Мәңгілік Ел, Туран, Аль-Фараби, а также на улицах Улы Дала, Керей, Жанибек хандар и Айтматова.
Также была проведена большая работа в направлении цифровизации и повышения безопасности.
– Для повышения удобства и безопасности пассажиров обновлены и модернизированы автобусы. В них установлены системы видеонаблюдения, что повысило уровень безопасности как для пассажиров, так и для водителей. Также внедрены новые технологии для мониторинга движения транспорта в реальном времени, что позволяет оперативно реагировать на задержки и изменения в расписании, – отметили в компании.
В мае CTS запустила инновационный проект «Система видеоаналитики в общественном транспорте города Астаны».
– На одном автобусе маршрута № 24 установлены камеры, роутеры и бортовой компьютер, позволяющие анализировать данные в режиме реального времени. Камеры, расположенные напротив каждой двери, подсчитывают количество вошедших пассажиров и сопоставляют данные об оплате, – пояснили в CTS.
Были введены новые электронные системы оплаты. Для жителей и гостей города доступны пять удобных способов: инновационные каналы, такие как Bluetooth, NFC, QR, бесконтактные транспортные и банковские карты, включая Apple Pay, Samsung Pay, а также оплата смарт-часами.
– Одним из значимых новшеств стало введение цифрового проездного для льготных категорий пассажиров. Теперь они могут использовать мобильные приложения для проезда в автобусе, что упрощает процесс и делает его более удобным. Внедрение бесконтактных карт и оплаты через смартфоны позволяет пассажирам быстрее проходить в транспорт, – отметили в компании.
Еще одно вынужденное изменение – повышение стоимости проезда с 90 до 110 тенге. Стоит отметить, что тариф на проезд в городских маршрутах не менялся с сентября 2014 года.
Изменения коснулись и долгожданной системы ЛРТ – легкорельсового транспорта. В конце ноября завершилось строительство основных железобетонных конструкций станций линии. На участке эстакады завершена укладка первых опытных 500 метров рельсового пути. Этот тестовый этап позволит изучить влияние зимних погодных условий на состояние верхнего
строения пути.
Начато строительство депо, которое будет располагаться на территории площадью 16,84 га в районе Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев. Компания CTS уже объявила о предварительном наборе на обучение операторов поездов (машинистов) для работы на линиях легкорельсового транспорта.
В 2024 году в системе общественного транспорта Астаны произошло много изменений. Следующий год также обещает быть насыщенным. Например, ЛРТ планируется запустить в начале 2026 года, что станет важным шагом в развитии городской транспортной инфраструктуры.
Мария КОНЮХОВА