
Тарифы на коммунальные услуги в Астане не растут и являются одними из самых низких в республике. Об этом редакции сообщил руководитель Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по городу Астане Булат ТАНАБЕРГЕНОВ.
Также в интервью глава ведомства рассказал о деятельности департамента по пресечению нарушений антимонопольного законодательства и защите прав потребителей.
– Булат Амангельдыевич, растут ли тарифы на коммунальные услуги в столице?
– С целью исполнения нормы законодательства по переходу на долгосрочные тарифы базовыми субъектами естественных монополий – АО «Астана-теплотранзит» (передача и распределение тепловой энергии), АО «Астана-РЭК» (передача и распределение электрической энергии), ГКП «Астана су арнасы» (водоснабжение и водоотведение) и ТОО «Астанаэнергосбыт» (снабжение тепловой энергией) – утверждены предельные уровни тарифов на 2016-2020 годы. АО «Астана-Энергия» (производство тепловой энергии) утверждены предельные уровни тарифов по производству тепловой энергии на 2018-2022 годы.
Необходимо отметить, что тарифы субъектов естественных монополий в сфере теплоэнергетики АО «Астана-Энергия», АО «Астана-Теплотранзит», ТОО «Астанаэнергосбыт» не повышались и в первом полугодии 2018 года остались на уровне прошлого года.
В 2018 году по результатам анализа исполнения тарифной сметы и инвестиционной программы за 2017 год АО «Астана-Энергия» утвержден временный компенсирующий тариф на услугу по производству тепловой энергии сроком действия один год с 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 1627,57 тенге/Гкал, снижение составляет 8,4%, и с 1 января 2019 года по 31 августа 2019 года в размере 1727,80 тенге/Гкал, снижение – 7,6%.
В связи с введением АО «Астана-Энергия» временных компенсирующих тарифов и с учетом компенсирующего тарифа АО «Астана-Теплотранзит» тариф АО «Астана-теплотранзит» с 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2018 года составляет 1180,53 тенге/Гкал без НДС, снижение по сравнению с утвержденным тарифом на 1,98%, и с 1 января 2019 года по 31 августа 2019 года – 1256,76 тенге/Гкал без НДС, снижение на 1,65%.
Также по причине введения АО «Астана-Энергия» временных компенсирующих тарифов уменьшен тариф для ТОО «Астанаэнергосбыт». Средний тариф ТОО «Астанаэнергосбыт» на услуги теплоснабжения составляет с 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2018 года 2842,99 тенге/Гкал без НДС со снижением от утвержденного на 5,75% и с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2019 года 3019,53 тенге/Гкал без НДС со снижением на 4,82%.
В сферах водоснабжения и водоотведения утверждены долгосрочные тарифы на 5 лет. Будут применяться средние тарифы по водоснабжению 94,25 тенге/кубометр и водоотведению 87,86 тенге/кубометр без НДС. Тариф для населения на услуги водоснабжения – 44,81 тенге/кубометр без НДС, тариф для населения на услуги водоотведения – 34,89 тенге/кубометр без НДС.
Кроме того, в 2017 году при проведении анализа исполнения тарифной сметы за 2016 год установлен необоснованный доход ГКП «Астана су арнасы» на сумму 848,1 млн тенге, в результате чего департаментом утверждены временные компенсирующие тарифы с 1 августа 2017 года на два года по водоснабжению 86,79 тенге/кубометр без НДС со снижением на 7,9% и водоотведению 87,07 тенге/кубометр без НДС (снижение на 1%) на один год. Тариф для населения на водоснабжение – 41,26 тенге/кубометр без НДС со снижением также на 7,9%.
Вместе с тем в связи с экономией средств на покупку потерь тариф АО «Астана-РЭК» с 1 августа 2018 года снижен с 3,08 до 2,80 тенге/кВт/час без НДС до 31 декабря 2018 года.
Тарифы на услуги на общественно значимых рынках в сфере электроснабжения не менялись с 1 января 2016 года. Тариф ТОО «Астанаэнергосбыт» на электроснабжение для населения составляет 11,60 тенге за кВт/час без НДС, для прочих потребителей – 16,16 тенге за кВт/час без НДС.
На основании этого хочу отметить, что тарифы на коммунальные услуги в Астане не растут и являются одними из самых низких в республике.
– Сколько расследований по нарушению антимонопольного законодательства вы провели в этом году?
– В 2018 году нами проведено 25 расследований, включая 12, перешедших с 2017 года. Основной целью является выявление и устранение нарушений антимонопольного законодательства, а также восстановление добросовестной конкуренции. Поводом для проведения расследований могут быть такие ситуации, как одновременное повышение и поддержание цен на товары субъектами рынка, занимающими монопольное или доминирующее положение, применение ими разных условий при реализации и поставки товаров равнозначным клиентам, использование предприятием чужого товарного знака без согласия собственника, принятие госорганами актов, ограничивающих конкуренцию, и т.д.
– Какие меры принимаются по итогам расследований?
– По их итогам возбуждается дело об административном правонарушении, по решению суда налагается штраф и производится конфискация монопольного дохода. Под монопольным понимается доход, полученный субъектом рынка за период нарушения антимонопольного законодательства. Размеры штрафов составляют 3-5% от дохода, полученного в результате осуществления монополистической деятельности. Также выносится предписание об устранении выявленных нарушений. За неисполнение предписания антимонопольного органа предусмотрено административное взыскание.
В текущем году сумма наложенных штрафов по итогам расследований по всем субъектам в общем составила 6,8 млн тенге, конфискован монопольный доход в размере 20 млн тенге. Доказаны согласованные действия отдельных компаний по поддержанию цен, которые привели к ограничению конкуренции при розничной реализации сжиженного газа, угля, бензина и дизельного топлива.
– В каких сферах вы защищаете права потребителей?
– В результате реорганизации функции в сфере защиты прав потребителей переданы нашему государственному органу. Защищаем права потребителей во всех сферах, где люди приобретают товары или получают услуги для личного пользования. Также можно отметить, что есть и другие государственные органы, которые по полномочиям и компетенции проводят свою работу в определенных сферах и также защищают права потребителей. Например, Департамент охраны общественного здоровья, Департамент государственных доходов, Управление контроля и качества городской среды и другие. Защита прав и интересов граждан является основной задачей каждого государственного органа.
Если говорить в цифрах, то за первое полугодие 2018 года рассмотрено 41 обращение потребителей. Кроме того, дано более 130 консультаций по телефону горячей линии 68-44-83 и во время приема граждан. Здесь необходимо отметить, что граждане также обращаются в общественные объединения по вопросам защиты своих прав.
– Каким образом нарушаются права потребителей в столице? Как потребители могут себя обезопасить при получении услуг, чтобы не допустить нарушения своих прав?
– В основном нарушаются права потребителей в сфере торговли, где потребителю отказывают в обмене или возврате товара. Со стороны недобросовестных продавцов прослеживается тенденция к введению покупателей в заблуждение посредством распространения ложной или неполной информации о предлагаемом товаре. Также часто нарушаются права потребителей в результате оказания услуг ненадлежащего качества. С развитием телекоммуникационных технологий все больше граждан осуществляют покупки товаров с помощью интернет-магазинов. И пользуясь тем, что потребитель находится на расстоянии, недобросовестные продавцы отправляют некачественные товары либо вообще не отправляют ничего, тем самым нарушая права покупателей. От приобретения некачественных товаров или услуг никто не застрахован. Главное, чтобы потребитель знал, как действовать при наступлении таких ситуаций, и мог защитить свои права и интересы. Поэтому в целях повышения правовой грамотности населения проводим акции, лекции, семинары, круглые столы, публикуем статьи в газетах, организовали трансляцию аудио- и видеороликов в торговых домах, на телеканалах и другие мероприятия.
Мансия САКЕНОВА