НовостиОбщество

Как найти отечественного производителя

На различных форумах, выставках, которые в последнее время все чаще проходят в столице, продукция отечественных предприятий легкой промышленности приятно удивляет качеством, разнообразием стилей. Но на полках торговых центров казахстанская продукция – редкий гость. Почему так получается, мы поинтересовались у участников Первого форума-выставки предприятий легкой промышленности Казахстана «ALTYN OIMAQ», недавно прошедшего в столице.

Те горожане, которые редко посещают мероприятия, посвященные достижениям казахстанской легкой промышленности, весьма скептически относятся к сообщениям о росте производства этой продукции. Поскольку справедливо считают товаром то, что присутствует в магазинах, а не только на выставках. Чем объясняется такое несоответствие – изобилие достойной отечественной продукции на стендах и отсутствие таковой в гардеробах астанчан, мы попытались выяснить на выставке, приуроченной к форуму.

Официальное признание

Форум-выставка предприятий легкой промышленности «ALTYN OIMAQ», недавно прошедший в столице, стал знаковым событием. Право на свое существование и развитие участники отрасли буквально отвоевали. Они преодолели общий скепсис по поводу своей конкурентоспособности и недоверие потребителей. Ведь долгое время превалировало мнение о том, что бессмысленно тягаться с дешевым китайским и турецким ширпотребом. А значит, и вкладываться в отечественную легкую промышленность не стоит. Но ведь не бывает появления мощной отрасли вдруг и сразу, с чего-то надо начинать.

У нас внимание к легпрому стало заметным в последние пару лет, и сразу появился результат. По программе «Экономика простых вещей» реализуется льготное кредитование отечественных предприятий. Правительством утверждена «Дорожная карта» развития легкой промышленности до 2021 года.

– За период второй пятилетки реализован 21 инвес­тиционный проект легкой промышленности на сумму 18,5 млрд тенге. Создано порядка 1,5 тысячи постоянных рабочих мест. Появились новые товары: ковры, пряжа, синтетические и шерстяные изделия, чулочно-носочная продукция. Наблюдается динамика. Последние мак­роэкономические события, затрагивающие рынки сырьевых товаров, показали всю необходимость диверсификации экономики. Продукция легпрома – вторая по значимости после продуктов питания, сегодня в отрасли трудится порядка 13 тысяч человек, – сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман СКЛЯР в ходе форума.

В свою очередь, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Эдуард КВЯТКОВСКИЙ рассказал, что в 2018 году валовая добавленная стоимость по производству текстильных изделий увеличилась на 4,7%, однако доля легкой промышленности в ВДС обрабатывающей промышленности пока незначительна – 0,8%. По его словам, с основным массовым потребителем – фондом «Самрук-Казына» – ведется работа по апробации категорийных закупок на обувную продукцию. Для поддержки отечественных предпринимателей введено требование о наличии индустриального сертификата при проведении предварительного квалификационного отбора государственных закупок на продукцию легкой промышленности. Это касается тех предприятий, которые хотят участвовать в госзаказе.

Между тем развитие отрасли невозможно без экспорта различного масштаба – экспорта брендовой продукции и нишевой, hand made.
– Разработка и производство казахстанских брендов должно сопровождаться созданием дизайна, отвечающего современным тенденциям международной моды, с привлечением известных мировых модельеров и поддержкой отечественных, – согласился с другими экспертами Эдуард Квятковский.

Сами производители говорят, что главная их проблема – реализация, необоснованно высокая арендная плата в торговых центрах.

Что надо для счастья

На выставке в рамках форума принимали участие 85 отечественных компаний-производителей (одежда, ­об­у­­вь, текстиль, аксессуары, работы ремесленников). Часть участников в столичной выставке-ярмарке принимала участие впервые. У них схожие цели – найти своего покупателя, а может выйти на рынок столицы. Небольшого формата компании продают свой товар через соцсети, причем по большей части в разных городах России, Казахстана, и, как правило, в этом списке нет Нур-Султана.

– Мы третий раз участвуем в таких выставках, в прош­лом году нашу продукцию признали лучшим товаром Казахстана. Мы пока одни такие, кто работает в подобном ассортименте – детские маеч­ки, футболочки, трусики, комбинезончики. Продукция сертифицирована. Но в столичных магазинах нашего товара пока нет, хотя другие города берут охотно, – заметила представитель павлодарской компании.

О сложных отношениях с дистрибьюторами говорят обувщики из западных регио­нов Казахстана.

– С 2015 года реализуем нашу обувь через Интертоп. Теперь занялись сами реализацией. Проблема – работа с дистрибьюторами. Они завышают цены. Арендовать торговую площадь в столице дорого. Сейчас обувщики Казахстана обсуждают возможность открытия сети магазинов отечественной обуви по стране, но у нас покупатель больше любит дешевую продукцию. Мы теперь ориентируемся на экспорт в крупные города России, – говорит экономист предприятия из Актау Марат КАДЫРОВ.

Мечта всех хозяек – скатерти, которые не впитывают пролитые на них соусы и при этом из натуральных тканей с вышивкой, недорогие.

– Мы в разные города отправляем наш товар – одежду на заказ, текстиль для дома. А в Нур-Султане реализовывать сложно – аренда высокая, – считает представитель предприятия из Щучинска.

Непросто завоевать доверие потребителей переработчикам кожи.

– У нас основная продукция – переработанная кожа до краста и «финиша». В Нур-Султане нас многие знают, а вот в Актау не знали до этого дня. Сейчас познакомились, надеемся на сотрудничество. Хочется, чтобы народ без предубеждения относился к нашей продукции. Она немного дороже, чем китайская, но качество выше. Минсельхоз поднял ветеринарию, скот стал меньше болеть, шкуры стали лучше, даже решается вопрос по поводу мехосъема, что снимет ряд проблем по качеству сырья, – сообщила Эльнара АЗИМОВА из шымкентской фирмы.

Условия для роста

Ждут производители эксклюзивной одежды, украшений, когда в столице станет больше востребован товар нишевой, не масс-маркет. Создатели штучных произведений в стиле лоскутного шитья, ювелирных изделий с сухими цветами, куклами из капрона, трикотажа отметили, что в столице нет каких-то художественных салонов, где можно было бы реализовать изделия ручной работы. А дизайнеры одежды, у которых каждое изделие в одном экземпляре, мечтают об особом магазине с возможностью проводить показы мод.

При этом производители одежды, говоря о реализации, не просят ничего особенного, они хотят равных условий конкуренции с зарубежными брендами.

– В программе по развитию легкой промышленности мы отразили ряд предложений, в том числе по работе ритейла. Первый пункт – субсидирование арендной платы в ТРЦ. Существует деление. Есть якорные бренды – мировые, всем известные, для них стоимость аренды в разы ниже, чем для отечественных. Производителям из других стран их государства субсидируют импортное продвижение. Во всех странах поддерживают своих производителей. Мы не просим ничего особенного, прос­то хотим равные условия. Если это произойдет, то наш товар станет дешевле процентов на 70. У нас в стране принято решение по продовольственным товарам. Что-то подобное можно было бы сделать и по продукции легкой промышленности, – пояснила генеральный директор алматинской фирмы Елена СВЕЧНИКОВА.

В развивающейся отрасли проблемы роста всегда есть.

Главное, состоялся открытый диалог представителей Правительства с отраслевиками.

Ольга ФЛИНК

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть