Образование

Как поживаете, молодой специалист?

Прорывной проект «Жас маман», инициированный в 2019 году, предусматривал модернизацию и оснащение материально-технической базы казахстанских учебных заведений по принципу «100/200»: 20 вузов и 180 колледжей страны. Проект предусматривал привлечение зарубежных партнеров, и его главной целью стала подготовка квалифицированных специалистов по востребованным на рынке труда специальностям, именно тем, которые соответствовали бы современным инновационным технологиям. От столицы в нем участвовало 8 колледжей. Чем живет проект сегодня – корреспондент «Вечерней Астаны» беседует с членом Общественного совета МОН РК по вопросам образования и науки, советником президента АО Talap Кадырбеком БОРИБЕКОВЫМ.

– Кадырбек Козыбаевич, расскажите, пожалуйста, о промежуточных итогах проекта.

– Необходимо сказать, что данный проект состоит из двух основных разделов. Первый – укрепление учебно-производственной базы государственных колледжей, и второй – организация новых образовательных программ в соответствии с международными стандартами.

Так, в соответствии с планом реализации проекта «Жас маман» в 2020 году была оснащена учебная база 80 колледжей на сумму более 22,1 млрд тенге современными учебно-производственными оборудованиями; организована разработка новых образовательных программ по 54 специальностям, включенным в перечень специальностей проекта «Жас маман».

В текущем 2021 году продолжается работа по оснащению современным учебно-производственным оборудованием еще 100 колледжей страны на сумму более 28,9 млрд тенге. Закупом оборудования занимаются местные исполнительные органы управления образования совместно с колледжами.

По городу Нур-Султан в данный проект включено 8 колледжей. Из них
в 2000 году были оснащены новым учебно-производственным оборудованием 3 колледжа на общую сумму 1 млрд 80,156 млн. тенге. В этом году – еще 5 колледжей на сумму 1 млрд 442,341 млн тенге. Благодаря оснащению этих столичных колледжей с начала нового 2020-2021 учебного года планируется начать подготовку кадров по образовательным программам, аккредитованным уполномоченными органами в области образования Финляндии. По данным управления образования города Нур-Султан, в этом году запланировано начать профессиональное обучение по новым образовательным программам, соответствующим международным стандартам, во всех 8-колледжах, включенных в проект «Жас маман» в 16 учебных группах. По таким специальностям, как «Системы информационной безопасности», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта», «Токарное дело», «Сварочное дело», «Технология машиностроения, электроснабжения», «Лесное хозяйство», «Организация питания», «Организация обслуживания в сфере питания», «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство».

– Вы сказали, что новые образовательные программы по специальностям разработаны с учетом квалификационных требований системы Европейской рамки квалификации. Какая Европейская страна была привлечена к выполнению данной работы?

– В рамках государственного задания по реализации проекта «Жас маман» зарубежным партнером или международным аккредитационным органом образовательных программ по 54 специальностям является Финляндия. Почему выбрана Финляндия? Потому, что финское профессиональное образование и подготовка кадров являются частью Европейской рамки квалификаций (EQF). В целом финская система образования является одной из ведущих и признаных систем образования в странах ОЭСР.
В странах Европейского союза образовательные программы для организации профессионального обучения по подготовке квалифицированных кадров разрабатываются самими колледжами. А в Финляндии все образовательные программы внедряются после признанния их Национальным уполномоченным органом в области образования Правительства Финляндии, т. е. Министерством образования.
Национальные рамки квалификации Казахстана по своей структуре идентичны Европейской рамке квалификаций (EQF). Поэтому адаптация этих образовательных программ с учетом казахстанских профессиональных стандартов и профессиональных карт, а также текущих и будущих потребностей регионов, производства осуществляется через разработку рабочих учебных программ и планов по каждой специальности самими колледжами, включенными в проект «Жас маман».

– Через какое время работодатели могут ожидать молодых специалистов технического и обслуживающего труда, подготовленных по кредитно-модульной программе и соответствующих международным стандартам?

– Полноценные результаты профессионального обучения по этим программам можно ожидать через 2-3 года. А промежуточные можно будет оценить по результатам обучения за каждый учебный год.

Метки

Похожие статьи

Закрыть