Интервью

Как предотвратить суицид?

Актуальной проблемой современного общества является рост числа суицидов, причем не только среди взрослых, но и среди школьников. Ситуация осложняется тем, что школьные психологи далеко не всегда разбираются в нюансах суицидологии, а специалистов, профессионально занимающихся этой темой, очень мало. Сегодня мы обсудим проблему самоубийств среди молодежи с суицидологом подросткового кабинета экстренной психологической помощи городского Центра психологической помощи Михаилом СМЕЦКИМ.

— Михаил Андреевич, вы единственный специалист-суицидолог в столице. Работы, наверное, очень много. Как вы успеваете, почему по республике так мало специалистов вашего профиля, кто их готовит, какие есть пути решения дефицита кадров?

— Для подростков — единственный, а так нас двое: Екатерина Миронова — суицидолог взрослого суицидологического кабинета и я. Работы действительно много, не успеваешь даже принять всех детей, совершивших суицидальную попытку. Число жителей столицы растет, соответственно, растет и количество детей, а подготовленных кадров не хватает. Большая нагрузка лежит на плечах специалистов молодежных центров здоровья, они принимают детей с суицидальным мышлением, намерением и часть детей после суицидальной попытки, которые не попадают ко мне либо в ГЦПЗ (городской Центр психического здоровья). Проблема в том, что специалистов-суицидологов у нас в стране не готовят. Суицидологу сначала нужно получить общее профильное образование врача либо психолога, причем именно психолога, а не педагога-психолога. И сверх этого дополнительно обучиться работе в кризисной терапии. Так как причин суицидального поведения очень много и суицидальность может быть коморбидной, то есть идущей в дополнение к другому психическому состоянию, заболеванию.

Например, это может быть дисморфофобия, которая часто идет с расстройствами пищевого поведения. Пациентка не принимает своего тела, считает себя некрасивой, толстой, ходит в маске, пряча лицо. И вследствие этого хочет умереть, так как не может справиться со страданиями, вызванными этой проблемой, и решить ее тоже никак не может, так как это невозможно. Помимо этого, коморбидность может быть практически с любым психическим состоянием, заболеванием: посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство. И в связи с этим суицидолог должен уметь работать практически с любым запросом. Подготовить такого специалиста дорого, ну и зарплату ему нужно платить соответствующую, поэтому путь решения дефецита кадров — это выделение финансирования на обучение и зарплату специалистам такого профиля.

— Можно ли предотвратить суицид, какие шаги для этого должны быть сделаны? Каковы причины суицида?

— Предотвратить суицид возможно, но это сложная и многогранная задача, которая требует комплексного подхода. Прежде всего, необходимо понимать, что суицид может быть вызван множеством причин, и их комбинации могут варьироваться для каждого человека.

Пути предотвращения суицида:

• Повышение осведомленности общества: образовательные программы и кампании по информированию о проблеме.
• Ограничение доступа к средствам суицида: контроль над продажей определенных лекарств, ограничение доступа к мостам и высотным зданиям.
• Раннее выявление и лечение психических заболеваний: эффективное лечение депрессии и других психических расстройств может снизить риск суицида.
• Создание кризисных центров: помощь в кризисной ситуации, где люди могут получить поддержку.
• Обучение медицинского персонала: врачи, психологи, психиатры и другие специалисты должны уметь выявлять суицидальное поведение и предоставлять необходимую помощь.
• Социальная поддержка со стороны общества, семьи и друзей играет важную роль.
• Работа с молодежью: школьные программы, направленные на подростков, особенно важны, учитывая высокий риск суицидального поведения в этой возрастной группе.
Самое главное — создавать условия, при которых люди будут чувствовать, что они могут обратиться за помощью
и получить поддержку, когда им это нужно.

— Какие советы вы можете дать родителям, чтобы снизить суицидальные риски у их детей?

— Вот мои советы:
• Открытость и доступность: поддерживайте открытый диалог со свои-
ми детьми. Пусть они знают, что вы готовы слушать их проблемы, страхи и чувства без осуждения.
• Осведомленность о признаках: обратите внимание на предупреждающие признаки, такие как резкое изменение поведения, утрата интереса к увлечениям, избегание общения с друзьями или семьей, высказывания о беспомощности или бесперспективности.
• Психообразование: изучите проб-
лему суицидального поведения. Чем больше вы знаете, тем эффективнее можете поддержать своего ребенка.
• Обеспечение безопасности: убедитесь, что в доме нет легкого доступа к потенциальным средствам самоубийства, таким как огнестрельное оружие, лекарства или опасные химикаты.
• Профессиональная помощь: если вы подозреваете, что у вашего ребенка есть суицидальные мысли или намерения, обратитесь за профессиональной помощью. Это может включать в себя психотерапевта, психиатра или кризисный центр.
• Обеспечьте стабильную и поддерживающую домашнюю обстановку. Постоянные конфликты или домашнее насилие могут увеличить риск суицидального поведения.

— А советы для подростков?

— Обсудите свои чувства: если вы чувствуете, что у вас есть проблемы, говорите о них с тем, кому доверяете, — родителем, учителем, другом или специалистом.

Избегайте изоляции: если вы чувствуете себя уязвимым или грустным, попробуйте не оставаться в одиночестве. Проводите время с друзьями или семьей.

Развивайте навыки, помогающие справиться со стрессом. Медитация, йога, хобби, занятия спортом или искусством могут помочь снизить стресс и улучшить настроение.

Поиск поддержки: если вы сталкиваетесь с проблемами в школе, дома или в отношениях с другими, не стесняйтесь искать помощи. Всегда найдутся люди, готовые помочь.

Самые распространенные причины суицида:

• Психические расстройства: депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, тревожные расстройства и другие.
• Личностные кризисы: потеря работы, развод, смерть близкого человека и т. д.
• Хронические болезни и боли: некоторые люди могут решить покончить с собой из-за хронических заболеваний или невыносимой боли.
• Семейные факторы: насилие в семье, сексуальное насилие или насилие в детстве.
• Зависимость от веществ: алкоголизм, наркомания.
• Социальное и культурное окружение: ощущение отчужденности, изоляции или стигматизации.
• Доступность средств для суицида: доступ к огнестрельному оружию или определенным лекарствам.
• Импульсивность: некоторые люди могут совершить суицидальные действия без предварительного планирования из-за высокой импульсивности.

— Регулярно проводятся профилактические мероприятия, собрания, встречи с родителями и педагогами с участием учащихся, подростков в учреждениях образования. Как вы думаете, это все для «галочки» и отчета или они реально могут помочь ребенку в трудных ситуациях?

— В нашем городе нагрузка на педагога-психолога в школе огромна, у нас в среднем 2500 учеников в школе, в некоторых более 3000, а психологов в 90% учебных заведений — 2, очень редко — 3. Для полноценного психологического сопровождения подростков нужен один психолог на 250 учащихся. В связи с большой нагрузкой на специалиста и требованиями от руководства такая работа действительно нередко превращается в формальность.

— Достаточно ли защищены законом права детей в нашей стране? Какие моменты, по вашему мнению, необходимо изменить и пересмотреть?

— Казахстан принимал меры для защиты прав детей, соблюдая международные стандарты, в частности, Конвенцию ООН о правах ребенка.

Тем не менее в любой стране всегда есть пространство для улучшения в защите прав детей. Вот несколько общих моментов, которые часто поднимаются в дискуссиях о правах детей и которые могут быть актуальны для многих стран, включая Казахстан:
• Доступ к образованию: гарантировать, чтобы все дети имели равный и непрерывный доступ к качественному образованию, включая девочек, детей с инвалидностью и детей из уязвимых групп.
• Защита от насилия: усиление мер по предотвращению и борьбе с физичес-
ким, психологическим и сексуальным насилием против детей.
• Детский труд: принятие и реализация законов, направленных на борьбу с детским трудом, особенно в его наиболее эксплуатирующих и опасных формах.
• Доступ к здравоохранению: обеспечение доступа всех детей к качественным медицинским услугам, включая психологическую помощь.
• Участие детей: включение детей и подростков в принятие решений, касающихся их жизни, уважение их мнения в соответствии с их возрастом и зрелостью.
• Система опеки: ревизия системы детских домов и интернатов с акцентом на семейном воспитании и альтернативных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
• Ювенальная юстиция: создание системы, которая обеспечивает права детей, привлекаемых к уголовной ответственности, с акцентом на реабилитации и социализации, а не наказание.

Однако, для того чтобы я мог сделать точные выводы о текущем состоянии защиты прав детей в Казахстане, необходимо обратиться к актуальным отчетам международных и местных правозащитных организаций, а также к данным Правительства Казахстана.

— Как согласовывается ваша работа в данном направлении с отделом ювенальной полиции Управления местной полицейской службы?

— Периодически мы проводим совместные круглые столы, обсуждаем проблемы суицидальности подростков и способы их решения. ГЦПЗ получает данные от ювенальной полиции о количестве и способах суицидальной активности подросткового населения, по которым я делаю ежемесячный анализ.

— Буллинг, кибербуллинг считаются одной из самых частых причин суицидов у детей и подростков. Это так? Какие факторы способствуют развитию буллинга у детей? Существуют эффективные методики борьбы с травлей?

— За семь лет, в течение которых я провожу анализ суицидальных попыток среди подростков, буллинг и тем более кибербуллинг не входят в число самых частых причин. На первом месте по причинам суицидальности у нас идет конфликт в семье, на втором — ссора с другом или подругой.

Да, существуют различные методики и подходы, которые рассматриваются как эффективные средства для борьбы с травлей и буллингом в школах. Они могут различаться в зависимости от культурных, социальных и образовательных контекстов, но в целом основываются на схожих принципах:
• Повышение осведомленности: программы просвещения для учеников, учителей и родителей об опасности буллинга и его последствиях.
• Создание безопасной образовательной среды: это может включать в себя изменение физической среды, например, улучшение наблюдения на территории школы, и создание условий для доброжелательного и взаимоуважительного отношения между учениками.
• Психологическая поддержка: обеспечение доступа к школьному психологу или консультанту, который может работать с жертвами и нарушителями.
• Проактивные программы, направленные на формирование навыков общения, решение конфликтов и укреп-
ление самооценки у детей.
• Школьные кодексы поведения: ясные и четкие правила против буллинга с соответствующими мерами реагирования на нарушения.
• Поддержка родителей: вовлечение родителей в процесс обучения и просвещения, помощь в понимании проблемы и поиске путей решения.
• Обучение учителей: предоставление учителям ресурсов и обучения, чтобы они могли эффективно распознавать и противостоять буллингу.
• Работа с нарушителями: интенсивная работа с детьми, которые занимаются травлей, чтобы помочь им понять последствия своего поведения.
• Проведение регулярных опросов и исследований: сбор данных о буллинге в школе может помочь в понимании его масштабов и эффективности применяе-
мых методик.
• Сотрудничество с сообществом: работа со специализированными организациями, полицией и другими учреждениями может усилить борьбу с буллингом.

При применении этих и других методик важно учитывать индивидуальные особенности каждой школьной среды и подстраивать методы под конкретные нужды.

Гулшат САПАРКЫЗЫ

Статьи по Теме

Back to top button