НовостиОбщество

Как работает столичный транспорт

Почему столичные автобусы не могут перейти на газ? В чем причины многомиллионных убытков автопарков? Есть ли надежда, что переполненные маршруты наконец разгрузят? Вопросы, связанные с качеством работы общественного транспорта, прозвучали на заседании Ревизионной комиссии города Нур-Султана.

Здесь рассказали об итогах госаудита, проведенного в Управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Нур-Султана и автобусном парке № 1 – самом крупном в столице. Аудиторы выявили кредиторские долги перед перевозчиками, загруженные маршруты, увеличение детского дорожного травматизма и факты упущенной коммерческой выгоды.

Не хватает остановок

Одна из проблем, обратившая внимание аудиторов, – нехватка остановочных павильонов. Особенно актуально это для окраин столицы, где жители нередко ждут автобусы под снегом и дождем. Всего же в столице насчитывается около 400 необорудованных остановок, в том числе без площадок и дорожных карманов.– А ведь это прежде всего вопрос безопасности людей, – заметил председатель Ревизионной комиссии столицы Иманжусуп АКПОМБАЕВ.

Появление теплых остановок для жителей города с холодной зимой стало настоящим спасением. В морозные, буранные или дождливые дни в них яблоку негде упасть. Однако проверка показала: не во всех теплых павильонах работают электричество, кондиционеры, тепловые завесы и видеокамеры.

– Записи с камер видеонаблюдения хранятся не более суток и не передаются каким-либо органам или организациям, то есть не организовано эффективное использование для безопасности пассажиров и сохранности активов, – сказал член Ревизионной комиссии Канат КЕНЖИН.

Озвученные замечания в профильном управлении назвали уместными.

– Этим летом остановки отключили от электричества в связи с неуплатой за электроэнергию. Недостатки устранены, – сказал заместитель руководителя Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Алихан КУАТБЕКОВ. – Кроме того, в следующем году хотим установить дополнительно открытые павильоны, особенно на окраинах столицы, где в них есть большая потребность.

К слову, недавно аким столицы Алтай КУЛЬГИНОВ лично проинспектировал ряд теплых остановок на улицах города.
«Выяснилось, что несколько остановок не были подключены к теплу, например, остановка «Дворец «Жастар» (ул. Сейфуллина).

Поручил акимам районов проверить теплые остановки. При выявлении нарушений просим горожан указать точное месторасположение остановок, которые не подключены к отоплению. В целях удобства для жителей города планируем увеличить количество теплых остановок», – написал аким в Instagram.

В чем убытки?

На заседании Ревизионной комиссии говорили о работе самого крупного перевозчика столицы – автобусного парка №1. В частности, почему на предприятии имеют место крупные убытки.

– Основные статьи затрат – амортизационные отчисления, зарплата сотрудникам и ГСМ. На поступление доходов перевозчиков также влияют факторы, связанные с административными мерами. При проведении заказных крупномасштабных мероприятий в столице для перевозки участников и гостей привлекаются автобусы из автопарков в соответствии с планом-заданием управлений. Перевозчики снимают автобусы с рейсов, если нет автобусных резервов, а также без возмещения их расходов, – отметили представители Ревизионной комиссии.

В свою очередь, руководство автопарка пояснило, что причина ежегодного роста затрат связана с рядом факторов. Это увеличение объема работ, маршрутов, рост цен на дизельное топливо, запчастей, материалов и услуг. Также в этом списке рост амортизационных отчислений и появление нового вида затрат – сервисное обслуживание гарантийных автобусов.

– Можно ли в будущем общественный транспорт перевести на газ, дабы уменьшить затраты на топливо, вероятно ли это технически? – спросили на заседании у перевозчиков.

– Переход на газ пока не предусмотрен. К тому же газ у нас не автомобильный. Многие крупные компании опять вернулись от газа к дизелю, – пояснили в автопарке. И добавили: для экономии дизельного топлива здесь используют датчик учета расхода.

Самые переполненные

По итогам проверки в столице выявили десять наиболее загруженных маршрутов. Это автобусы №9, 15, 24, 47, 120, 31, 302, 303, 308 и 51. Что делается для их разгрузки, поинтересовались в Ревизионной комиссии.

– Выход на линию электробусов поможет устранить недостатки, – пояснил Алихан Куатбеков.

Уйдут ли в прошлое витиеватые маршруты, когда автобусы делают петли по городу, – еще один вопрос, заданный профильному управлению.

– Есть такое математическое понятие, как «транспортная задача». Как она решается в городе? Речь идет о правильном составлении маршрута. У нас есть выделенные полосы для общественного транспорта, где автобусы могут ехать без пробок. Можно ли выстроить удобные маршруты с учетом использования Bus Lane? – предложили в зале.

Этот вопрос напрямую связан с нехваткой автобусов, и возможность его решения изу­чают в «Астана LRT», отметили в Управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Проверка как итог

– Все названные проблемы являются животрепещущими. Профильное управление и автопарки проводят большую работу, особенно это заметно за последние годы. Но все же проблемы остаются, и аудит отметил их. Наша общая цель – улучшить работу, а не наказывать. По итогам проверки информацию предоставят руководству города, – подвел итоги обсуждения председатель Ревизионной комиссии.

В целом госаудит касался проверки эффективности использования бюджетных средств и активов государства, выделенных на развитие пассажирских перевозок и инфраструктуры для общественного транспорта города Нур-Султана. По его итогам выявили 37 процедурных нарушений, 17 фактов системных недостатков, связанных с деятельностью объектов государственного аудита.

По фактам нарушений норм о госзакупках и бухгалтерского учета восемь материалов направили в Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султану, в части архитектурной, градостроительной, строительной деятельности три материала – в Управление контроля и качества городской среды города Нур-Султана.

Фото из архива ВА

Метки

Похожие статьи

Закрыть