Как развивается столица
О социально-экономическом развитии мегаполиса на брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказал аким астаны Женис КАСЫМБЕК.
По словам акима, по социально-экономическим показателям наблюдается положительная динамика. Экономика города растет.
По итогам первого полугодия совокупный региональный продукт составил 7% – это 5,4 трлн тенге.
– В текущем году доля производственного сектора в общей структуре региональной продукции увеличилась с 13,9% (по итогам 2023-го) до 15,7%. Это связано с активным развитием промышленности и строительства.
Основным драйвером является малый и средний бизнес, который составляет 72,1% экономики столицы – это самый высокий показатель по республике. Для понимания: средний показатель по стране – 38,2%, – сказал аким.
По его словам, число действующих субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 7,3% и превысило 247 тысяч.
– Объем инвестиций составил 1,6 трлн тенге, более 70% этой суммы составляют частные инвестиции, – отметил Женис Касымбек.
Строительство
Что касается темпов строительства в столице, то за 11 месяцев введено в эксплуатацию 3,6 миллиона квадратных метров жилья, что на 6,4% больше, чем в прошлом году. По итогам года этот показатель превышает отметку в 4 миллиона квадратных метров жилья.
– Согласно программе реновации, до 2029 года планируется расселить жильцов 206 ветхих домов. С начала третьего этапа программы определено переселение жильцов 37 ветхих домов.
На сегодняшний день завершено строительство 142 домов, жильем обеспечено около 15,6 тыс. дольщиков.
Буквально на днях вкладчики ЖК «Территория комфорта-1» и «Жагалау-4» получили ключи от своих квартир. Вопросы по остальным ЖК мы держим на контроле, многие уже находятся на стадии завершения, – отметил аким.
Инженерная инфраструктура
– С вводом в эксплуатацию первой очереди ТЭЦ-3 и газотепловых станций «Туран» и «Юго-Восток» тепловая мощность увеличилась на 30%, это позволяет полностью удовлетворить текущие потребности города. Например, если температура наружного воздуха в данный момент минус 10-15°С, то избыток тепла составит 1200 Гигакалорий в час, – сказал аким.
На сегодняшний день продолжается строительство газотепловой станции «Тельман», в следующем году начнется строительство станции «Юго-Запад». Это обеспечит город достаточным количеством тепла до 2035 года.
Водоснабжение
На сегодняшний день, по словам Жениса Касымбека, благодаря вводу в эксплуатацию третьей насосно-фильтровальной станции и завершению строительства второй сети водопроводов от Астанинского водохранилища суточный запас мощности составляет 70-80 тысяч кубометров в сутки.
– В следующем году мы начнем строительство водопровода от Нуринского подземного источника воды и расширение насосной станции «Тельман». В рамках долгосрочных мер проектируется новый водопровод от канала имени Сатпаева. Реализация этих проектов обеспечит город стабильным водоснабжением до 2035 года, – заверил аким.
Разрабатываются проекты трех локальных очистных сооружений мощностью 85 тысяч кубометров. Строительство планируется начать в следующем году.
Газификация
– Мы продолжаем активно работать по газификации города. В настоящее время 50% частных домов города газифицированы. В этом году газифицировано более 1500 домов, в том числе жилой массив Уркер и Family Village. В следующем году начнется газификация жилых массивов Ондирис, Garden Village и Чубары.
Переход ТЭЦ на газ позволил сократить выбросы на 30%, а благодаря всеобщей газификации общий объем вредных веществ, загрязняющих атмосферу, за три года снизился на 34%, – отметил аким.
Безопасность
Для обеспечения безопасности в городе реализуется проект Smart city, направленный на 100%-ное покрытие города интеллектуальными системами видеонаблюдения.
– Проект предусматривает установку 22 тысяч камер, направленных на комплексное управление городской инфраструктурой и безопасностью, использование искусственного интеллекта для анализа нарушений Правил дорожного движения, – сказал аким.
Транспорт
Он также отметил, что разработана и утверждена Стратегия развития комплексной транспортной системы города Астаны. Одна из задач программы – увеличение использования общественного транспорта до 71%. Это достигается за счет увеличения скорости движения в часы пик, повышения комфорта и улучшения доступности.
– В этом году было завершено строительство моста от проспекта Аль-Фараби до проспекта Тәуелсіздік. Это снизило нагрузку на проспект Мәңгілік Ел и облегчило передвижение граждан между правым и левым берегом. Сегодня уже функционируют 9 мостов. Поэтому в первую очередь необходимо увеличивать количество мостов, которые будут соединять два берега реки. Сейчас проектируется такое строительство. В прошлом году мы запустили улицу Айтматова – до Улы Дала. Такая работа будет продолжаться. Будут увеличиваться и расширяться существующие дороги, расти количество мостов, – отметил аким.
Что касается общественного транспорта, то за последние два года автобусный парк пополнился 706 новыми автобусами. Таким образом, автопарк города был обновлен на 45%. В 2025 году планируется увеличить парк общественного транспорта еще на 300 единиц.
Благоустройство
На сегодняшний день, по словам акима, завершены работы по благоустройству 170 общественных и дворовых помещений.
– Аллея Улытау, проспект Мәңгілік Ел, площадь Независимости, проспект Туран, часть аллеи Мыңжылдық, улица Жургенова, район старого вокзала и прилегающие к нему улицы Гете и Биржан сал, парк «Жастар», площадки перед ТРЦ «Керуен» и «Хан Шатыр» были благоустроены в этом году. Кроме того, благоустраиваются парковочные пространства вдоль реки Есиль, включая набережную Акбулака, возле Президентского парка и Дворца мира и согласия. Также проведено комплексное благоустройство территории 18 га в прибрежном районе. Кроме того, в этом году в городе и зеленом поясе столицы высажено около 1 миллиона деревьев.
Среди них европейские породы деревьев, адаптированные к нашему климату.
Нами было принято особое соглашение, согласно которому ни один застройщик не сможет сдать объект, не выполнив план по благоустройству и не взяв на себя ответственность за содержание зелени вокруг своего объекта в течение трех лет, – сказал аким.
Социальная сфера
Город стремительно развивается и растет. Это создает заметную нагрузку на социальную инфраструктуру, особенно в районах новой застройки. Ежегодно количество детей школьного возраста в городе увеличивается в среднем на 20 тысяч.
– Для решения вопроса с начала года уже введены в эксплуатацию 18 школ, среди которых 11 комфортных. Благодаря реализации национального проекта «Комфортная школа» будут построены 24 школы на 90 тысяч ученических мест в две смены. Готовим задел на будущее. К примеру, в следующем году планируем построить и сдать в эксплуатацию еще около 20 школ. До 2029 года запланировано строительство 60 государственных детских садов. В рамках первого этапа начали строительство 10 детских садов на 3000 мест. Кроме того, строятся 17 частных дошкольных учреждений, – сказал аким.
До 2029 года Президентом поставлена задача построить 15 современных дворцов школьников.
– Два из них уже работают, три объекта в процессе строительства, остальные на стадии проектирования, – отметил аким.
Библиотеки столицы трансформируются в современные культурные пространства. Открыты 4 новые библиотеки, ежегодно обновляется книжный фонд.
– В следующем году запланирована модернизация и открытие еще семи библиотек. Продолжаем развивать спортивную инфраструктуру. В следующем году приступим к реконструкции Дворца спорта «Казахстан» с вводом в 2026 году. На сегодняшний день проводятся проектно-изыскательные работы совместно с ТОО «КазНИПИ энергетики и связи». В этом году приступили к реконструкции и модернизации Центрального стадиона имени К. Мунайтпасова. Разработана ПСД, получено положительное заключение государственной экспертизы. Ставим для себя задачу завершить до конца следующего года, – сказал аким.
В рамках развития медицинской инфраструктуры в ближайшие 5 лет будут построены 10 объектов, включая 2 перинатальных центра.
– Один из них будет располагаться в районе Коктала, его строительство уже началось. Будут построены современные многопрофильные больницы, одна из них также будет в Коктале, – отметил он.
Что касается занятости населения, то на сегодняшний день уровень безработицы составляет 4,4%, что ниже среднереспубликанского уровня.
Мерами занятости охвачено более 23 тысяч человек, из которых 13 тысяч – молодежь до 35 лет. Создана 61 тысяча рабочих мест.
– Проектом JOLTAP охвачено 25,5 тысячи безработных и самозанятых, трудоустроены 4,5 тысячи граждан и 7,5 тысячи направлены на краткосрочное обучение по 17 востребованным специальностям. Данная работа продолжается, – отметил аким.
Создание проектов
– Значительно ускорены работы по строительству ЛРТ. Завершено строительство эстакады, проведены железобетонные работы на станциях, построен дополнительный мост через реку Есиль. В настоящее время строятся 18 станций.
К концу 2026 года планируется завершить проект, включая благоустройство территории под эстакадой ЛРТ по проспекту Кабанбай батыра и улице Калдаякова. В начале 2026 года ЛРТ начнет работу, – сказал аким.
Доход столицы впервые достиг 1 трлн тенге (рост на 28,6% в сравнении с 2023 годом). Это стало возможным благодаря увеличению налоговых поступлений по всем основным категориям.
Проблемы с ливневой канализацией решаются. По словам акима, в 2019 году в городе было 245 участков подтопления.
За счет строительства систем ливневой канализации, очистки и модернизации существующих очистных устройств и коллекторов осталось решить проблему только четырех участков – на улице Рыскулова, проспекте Туран, в районах Триумфальной арки, Коргалжынского шоссе.
– Самыми проблемными участками в прошлом сезоне стали проспект Туран и Триумфальная арка. Здесь мы расширяем напорный и расходный коллекторы, а в следующем году начнем строительство новых очистных сооружений. Весной не должно быть крупных паводков, – сказал Женис Касымбек.
После доклада аким столицы Женис Касымбек ответил на вопросы журналистов.
– Сколько школ планируется построить в следующем году?
– В этом году мы сдали в эксплуатацию 18 школ. Из общего числа часть относится к категории комфортных, построенных в рамках президентской программы. Это учебные заведения высокого качества, которые пользуются большим спросом среди родителей, стремящихся отдать туда своих детей. Мы видим, что такие школы заполняются очень быстро.
В следующем году планируется завершение строительства еще девяти комфортных школ, а также порядка пяти-шести частных. Кроме того, за счет частных инвестиций будут построены еще две-три. Таким образом, мы ставим перед собой задачу ежегодно вводить в эксплуатацию не менее 15 школ.
– В Астане завершается строительство долгостроев с историей от 10 до 20 лет. Сколько жилых комплексов уже завершено, сколько осталось и когда планируется их сдача?
– Вторая волна проблемных дольщиков затронула около 16000 семей и 140 недостроенных домов. На сегодняшний день осталось всего 4 дома. При этом дольщики этих объектов уже получили квартиры в других жилых комплексах или были переселены. Таким образом, проблему можно считать фактически решенной.
На днях были введены в эксплуатацию два долгостроя, один из которых возводился почти 19 лет. Эта ситуация разрешилась благодаря государственной программе, инициированной по поручению Главы государства, а также при поддержке местных и республиканских бюджетов. В рамках программы все 16000 дольщиков получили свои квартиры.
– Как решается в столице проблема смога?
– Две-три недели назад, во время морозов, можно было заметить смог, особенно в районах Чубары, Тельмана и Уркера. Основное решение проблемы – это газификация. В настоящее время 50% частного сектора уже газифицировано. В этом году 1500 домов получили доступ к газу, а в следующем году планируется подключить порядка 8000 домов. В городе останется 3000 не присоединенных домов, которые также будут полностью газифицированы в 2026-2027 годах. Таким образом, мы планируем в ближайшие 2-3 года газифицировать 100% частного сектора, что позволит полностью решить вопрос со смогом.
– Будет ли 31 декабря в Астане запущен традиционный новогодний салют?
– Буквально недавно мы зажгли елки в Астане. Более 30 общественных пространств в городе подготовлены к новогодним праздникам, обустроены детские катки, горки. В 15 точках сейчас оформлены новогодние елки. Город к проведению новогодних праздников готов. Салют будет.
– Ведется ли работа по проверке инфраструктуры на испытание ветреной погоды?
– Есть дома с ветхими фасадами. При последнем сильном ветре были вопросы с остановками. Это рабочие моменты. Когда бывают какие-то нештатные ситуации с особыми погодными условиями, мы стараемся оперативно ликвидировать все последствия. Обязательно перед зимним периодом перепроверяем состояние всех остановок, каких-то объектов, связанных с большим посещением. В случае выявления дефектов стараемся их оперативно ликвидировать. В целом, исходя из практики, понимаем, какие проблемы могут быть. К сожалению, бывают случаи, когда остановки заваливаются. Районные акиматы постоянно проверяют эту инфраструктуру.
– Сколько будет стоить проезд на ЛРТ?
– Мы закончили практически все строительные работы по эстакаде. Вся инфраструктура ЛРТ будет готова уже летом. Сейчас идет укладка рельсов, весной начнутся работы по сигнализации, а первые поезда будут приходить уже в августе-сентябре следующего года. Изначально проект предусматривал поток 20000 пассажиров в сутки, однако этот показатель будет значительно выше. Поэтому стоимость будет пересчитываться. Но поскольку это общественный транспорт, стараемся держать стоимость услуг в пределах, доступных для всех слоев населения. Цена будет разумной и приемлемой.
– Когда будут строиться государственные дворцы школьников?
– Дворцы школьников активно строятся во всех районах города. К примеру, на данный момент два дворца школьников уже запущены. Три других объекта строятся, остальные – на стадии проектирования. Три будут сданы в следующем году, они будут располагаться на левобережье, Юго-Востоке, в Коктале. В целом в шести районах столицы будет построено по два-три объекта.
– Для чего будет использоваться новый комплекс на месте стадиона имени К. Мунайтпасова?
– Функционал снесенного стадиона будет сохранен. Главным элементом останется футбольное поле. Более того, мы планируем выполнить его в соответствии с мировыми стандартами и сделать резервным стадионом для международных матчей.
– В последнее время дорожное движение в Астане стало значительно сложнее – пробки возникают даже в выходные дни. Какие изменения планируются, чтобы улучшить ситуацию? Какие конкретные меры будут предприняты?
– Проблема пробок характерна для любого крупного города, особенно для столицы. В Астане количество жителей и автомобилей продолжает расти. В настоящее время на улицах города одновременно эксплуатируется более 400 тысяч автомобилей. Только из Косшы каждое утро в город въезжает от 15 до 20 тысяч машин плюс большое количество транзитного транспорта. Очевидно, что количество автомобилей будет только увеличиваться, так как сейчас практически в каждой семье есть как минимум одна машина. Что делается для решения этой проблемы?! Основные пробки образуются на крупных центральных улицах, ведущих к мостам через реку. Сегодня в городе уже 9 мостов. Еще 7-8 лет назад трудно было представить такое количество. За последние четыре года были введены в эксплуатацию два новых моста: по проспекту Улы Дала, который пока недостаточно загружен, но это изменится с завершением строительства в районе нового вокзала, и по проспекту Тәуелсіздік, который уже значительно разгружает трафик на проспекте Мәңгілік Ел. Следующий крупный проект – строительство нового моста в районе Коргалжынского шоссе. Этот мост снимет нагрузку с проспекта Туран, а также с улиц Кенесары, Сейфуллина и проспекта Абая. Еще один важный проект – продолжение проспекта Тәуелсіздік, который обеспечит прямой выезд из центра города в сторону Пригородного и аэропорта, минуя центральные районы.
– Жители жалуются на состояние остановок: в теплых часто ночуют бездомные, а обычные разбиваются вандалами, после чего стекла не меняются. Что предпринимают власти для решения этой проблемы?
– Такая проблема существует. Ежегодно в городе появляется около 50 новых теплых остановок. На данный момент в городе их порядка 300. Однако случаются акты вандализма, когда люди ломают остановки и ведут себя агрессивно. В ответ на это в городе проводятся различные акции по борьбе с вандализмом. Регулярно сотрудники правоохранительных органов сообщают о подобных инцидентах и дают официальную информацию о возбуждении дел. Мы уверены, что с учетом работы на всех уровнях ситуация изменится. Что касается остановок, у которых по разным причинам, в том числе из-за погодных условий, были повреждены стекла, то они для замены всегда заказываются, но поставка не всегда происходит быстро. Мы знаем все такие адреса и делаем все возможное, чтобы процесс восстановления проходил как можно скорее. Приносим извинения за неудобства, но, к сожалению, такое случается.