Общество

Как сохранить тепло в отопительный сезон

Актуальную для мегаполиса тему теплоснабжения столицы обсудили в Центре жилья. В работе представительного круглого стола приняли участие депутаты маслихата, члены Общественного совета города, специалисты Управления жилья и жилищной инспекции, сотрудники акиматов районов «Алматы», «Байқоңыр», «Есиль», «Нура», «Сарыарка», менеджеры АО «Астана-Теплотранзит», представители ОСИ, управляющие сервисных компаний.

В ходе заседания обсуждены важные этапы подготовки к новому отопительному сезону. Эксперты поделились с обслуживающими и управляющими организациями мерами по повышению энергоэффективности и равномерному распределению тепловой энергии внутри многоквартирного жилого дома.

В отопительный сезон потери тепла МЖК могут достигать до 35%. Зачастую потребители не замечают, как их деньги выветриваются вместе с теплом, об экономии задумываются единицы. Но большими счетами по оплате за услуги по теплоснабжению возмущены все.

В рамках круглого стола высказаны предложения, как правильно эксплуатировать инженерные системы внутри высоток. Своим мнением поделилась управляющая многоквартирными жилыми домами Гуля АБДИРОВА:

— Заканчивается отопительный сезон, и мы будем готовиться к новому. Признаюсь, мы до сих пор сдаем расчеты в бумажном варианте, хотя давно пора перейти на цифровые платформы, отказаться от волокиты и повысить прозрачность для потребителя. Нужно конкретизировать и разграничить ответственность каждого участника при подготовке домов города к отопительному сезону. Чтобы районный акимат, «Теплотранзит», сервисная компания и представители от собственников имущества в должной мере несли ответственность за свой участок работы. Многие дома по инженерным сетям принимаются в плачевном состоянии, есть многоэтажки, которые работают на старых системах, где отсутствует автоматика либо ненадежные теплообменники. Почему такие дома не привлекают к ответственности хотя бы повышением тарифа? По другим услугам внесены дифференцированные тарифы. Для справедливости такой же принцип должен действовать в отношении домов. Необходимо вывести процент готовности и, соответственно, производить начисления. Если допускаются теплопотери, повышаются нагрузки, значит, и расчет для таких недобросовестных потребителей должен быть иным. Иначе существует неравенство и отсутствует контроль качества услуг внутри жилых комплексов.

Интерес вызвало предложение представителя сервисной компании Станислава ПОДОЛЯНЮКА:

— Необходимо ужесточить требования к сервисным компаниям, из-за халатности которых зачастую страдает и поставщик тепла, и получатель, то есть наши жильцы. Обязательно проверять компетентность и знания специалистов инженеров-теплотехников. Привлекать дипломированных специалистов, чтобы не страдали наши потребители от некомпетентных и безграмотных инженеров. Также ввести практику передачи теплового пункта, то есть при приеме объекта делать полное обследование и делать заключение на момент принятия на обслуживание. Актировать, проводить инвентарный перечень при каждом доме. На сегодня отсутствует учет, и житель может даже не знать, что у него в доме происходит. Ввести практику передачи тепловых пунктов, давать полное заключение о состоянии инженерных сетей на момент смены одного председателя ОСИ на другого. В каждом ОСИ должен быть специалист, который будет наблюдать за тепловым хозяйством и не допускать к оборудованию доморощенных инженеров. Каждая сервисная компания обязана своим жильцам давать честное заключение и при этом иметь соответствующие допуски к шкафам с высоким напряжением и другому оборудованию, так как это все в случае поломки восстанавливают потребители из собственных средств.

Инженер-теплотехник  Сергей КОДАК в своем выступлении отметил:

— Большие проблемы с перерасходом тепловой энергии часто возникают из-за некорректной работы системы теплопотребления. Обследованные мною дома в рамках пилота с Центром жилья показали следующую ситуацию. Верхние этажи открывают форточки, обогревая улицу, при этом на нижних этажах температура в квартирах 17-18 градусов, в то время как на улице температура воздуха до -10 градусов.

По ситуации с теплоснабжением МЖК был высказан целый блок предложений. Их озвучила модератор встречи — руководитель городской площадки Центра жилья по вопросам работы с населением Гульвира АБЕТОВА:

— Оцифровать шаги к получению паспорта готовности к отопительному сезону. Документ должен быть в свободном доступе вместе с актами обследования для контроля замечаний и нарушений по каждому дому.

Четко обозначить границы ответственности сервисных компаний, районных акиматов, АО «Астана-Теплотранзит» и ОСИ. Производить контроль и учет за работой сервисных компаний в журналах и исполнительной документации. Принять квалификационные требования по допуску к тепловым пунктам. Создать реестр компаний, который будет соответствовать квалификационным требованиям, чтобы потребители могли свободно выбирать и знать соответствие поставщиков услуг в городе.

Изменить тарификацию за тепло, то есть тем МЖК, которые недобросовестно подготовились к отопительному сезону, производить начисление через повышение тарифов.

Статьи по Теме

Back to top button