Общество

Как тебя понять?

Алия АБДИБАИТОВА не просто психолог, она мама ребенка с расстройством аутистического спектра, который, несмотря на сложный диагноз, в 20 лет стал золотым призером международного чемпионата по плаванию.

– Алия, поделитесь секретами воспитания талантливого ребенка.

– Наш сын занимается плаванием, мы оплачиваем индивидуальные занятия с тренером, то есть создали условия, но все остальное – участие в соревнованиях и победы – это его личная заслуга. Он трудолюбивый, сам занимается. Мы понимаем, что ребенку это нравится, и поддерживаем этот интерес. Ни я, ни муж не заставляем его и говорим, что, если он хочет участвовать в соревнованиях, нужно стараться, при этом со своей стороны не прилагая особых усилий. Для такого ребенка главное, чтобы было комфортно. Когда была возможность, водили его в частный клуб, где бассейн с подогревом, есть сауна, а сейчас он ходит в спортивный бассейн «Барыс Арены». И уже, как профессиональному спортсмену, мы взяли ему инструктора по физической подготовке, чтобы мышечный тонус держать в форме. Амир на особой спортивной диете, чтобы лишние килограммы не набирать. То есть, как я уже сказала, мы со своей стороны создаем все условия для его развития, но внутреннее желание заниматься спортом, плавать – это абсолютно его. Он доволен и гордится своими наградами, часто их достает, пересчитывает, иногда берет с собой и показывает друзьям. Мы его понимаем и в этом поддерживаем. Но если он в какой-то день скажет, что не хочет заниматься плаванием, то я поддержу.

– Какой совет вы можете дать родителям в общении с особенными детьми?

– На самом деле быть родителем особенного ребенка очень тяжело. Первое время после постановки диагноза сложно справляться со своими эмоциями, в том числе с гневом. Ожидание родителей не совпадает с реальностью. Дело в том, что аутизм проявляется только в два-три года, а до этого мы не замечаем тревожные звоночки, потому что ребенок развивается совершенно нормально, он может даже вовремя заговорить,  сидеть, смотреть в глаза, улыбаться и вести себя как обычные дети. Внезапно он становится каким-то другим – молчаливым, отводит взгляд, не отвлекается на свое имя, странно себя ведет, начинает капризничать. Мы в первую очередь думаем, что его, наверное, сглазили, что-то произошло, что он заболел. Дальше начинаем бегать по врачам. Конечно, когда ребенок нас не слушается, капризничает и плачет, очень сложно справиться с ним, потому что мы, родители, не понимаем, почему и отчего так происходит. И это случается практически со всеми родителями одинаково. Очень редко встречаются взрослые, которые сразу понимают, что речь идет об аутизме, что это такая особенность и поэтому нужно быть терпеливым к ребенку, с пониманием относиться к нему. Есть, конечно, родители, которые в силу природного характера могут удержать свои эмоции, взвешенно и мудро подойти к воспитанию детей.

К сожалению, если говорить о себе, то я не была такой. Я была эмоциональной: кричала, ругала, а потом от этого страдала и обвиняла себя, что плохая мама. Корила себя, что кричу на сына, потому что не могла объяснить его поведение, и поэтому мои замечания, нравоучения не имели никакого действия, и поведение Амира становилось с каждым разом все хуже и хуже.

Послушание ребенка приходит не сразу. Сначала родитель должен принять ситуацию, понять, что у него особенный ребенок, что такое аутизм, какие могут быть поведенческие особенности, особенности восприятия. Если родители все эти вещи знают, им будет легче наладить отношения с собственным ребенком. Конечно, безусловная любовь здесь в помощь. Если мама или папа будет делать все спокойно, с любовью, то, конечно, рано или поздно научит своего ребенка и слушаться, и понимать инструкции, но для этого нужно терпение и многократное повторение. Самое главное, спокойная речь и принятие, ни в коем случае не ругать, не кричать, тем более не бить ребенка. Надо знать, что ребенку еще сложнее в этом мире, так как если даже родная мама его не понимает, то окружение тем более его не воспримет. Часто из-за того, что у таких деток нарушены коммуникации и в том числе не развита речь, они не могут попросить о чем-то, не могут сказать, где болит, не могут выразить свои чувства и эмоции, поэтому часто капризничают и переходят на крик.

– Как остановить ребенка, когда он переигрывает на публике, при гостях, когда начинает капризничать?

– Что касается баловства на людях в общественных местах, то нужно разделить баловство, когда это именно оно и он ведет себя таким образом, привлекая внимание, либо это его стимы, то есть повторяющиеся движения без определенной цели. Ребенок может бить себя по голове, хлопать в ладоши, прыгать или кричать, крутиться вокруг себя. Все это происходит, когда он чувствует себя неуверенно и тревожится, то есть его беспокоит ситуация и, скорее всего, большое количество людей. Ребенок таким способом самоуспокаивается. Это сравнимо с тем, когда взрослые люди при волнении начинают крутить волосы, грызут ногти. Вот и ребенок-аутист точно так же себя чувствует, а затем успокаивается таким образом. И если родителей сильно смущает необычное поведение ребенка на людях, то, конечно же, я не рекомендую часто выходить в общественные места, ведь некомфортно и ребенку. Если вы будете пытаться его успокоить в этот момент, то это может превратиться в истерику, потому что ребенок чувствует себя некомфортно. Если же мы говорим о поведенческих моментах, когда ребенок привлекает внимание и балуется, что-то разбрасывает или выхватывает что-то у других людей, то такие моменты надо отрегулировать через обучение, и для этого нужно и время, и терпение. Не стоит начинать воспитание на людях. Мой совет: дома постепенно ребенка приучать к посещению малолюдных пространств и уже потом выходить в общественные места. Также обязательно укладывайте ребенка спать по режиму, что тоже дисциплинирует. Здоровый сон способствует укреплению иммунитета, развитию когнитивных функций, правильному росту и развитию, особенно в первые годы жизни.

Ребенок должен знать, во сколько отходить ко сну, и это должен быть определенный ритуал, допустим, выпить стакан теплого молока, принять душ, почистить зубы, собрать игрушки.

– Проблемы с учебой и низкой мотивацией к ней. Как с этим бороться?

– Здесь, конечно, все индивидуально, зависит от уровня интеллекта ребенка. То есть если интеллект не сохранен, то процесс обучения будет идти сложнее, а освоение программы – тем более.

Тут уже надо для ребенка разработать индивидуальную программу, которая поможет малышу развиваться и обучаться. Сейчас это возможно. Что касается мотивации… Необходимо найти какой-то мотиватор, то, что ребенку нравится, то есть выполнил какое-то задание – получи награду. Большинство детей с аутизмом первое время не понимают, что такое оценка, поэтому лучше заменить ее чем-то для него более понятным. Допустим, хорошо позанимался – теперь послушай музыку, посмотри мультик, поиграй с любимой игрушкой. Сначала делайте это часто, а потом уже более дифференцированный накопительный эффект придумывайте. Например, поощрение заменяйте жетонами, звездочками, которые нужно собрать в количестве пяти штук, чтобы что-то получить. Потихонечку приучать его, что выполнил задание – молодец, обязательно хвалить эмоционально. Это и есть мотивация.

– Как вы считаете, какие ошибки допускают родители, воспитывая особенного ребенка?

– Родители допускают, в принципе, одни и те же ошибки – очень много требуют от особенных детей, как от здоровых, то есть у них всегда есть какие-то завышенные требования, ожидания, которые не всегда оправдываются. Они расстраиваются. Например, ребенок получал пятерки – и вдруг тройка, и его ругают за это, а то, что он каждый день приносил пятерки и четверки, осталось незамеченным и никто его за это не поощрял. Нельзя применять насильственные методы, в угол ставить или наказывать опять-таки за те же оценки или невыполненные задания, то есть любые наши агрессивные, насильственные действия отбивают у детей охоту к учебе, у них вырабатывается негатив к школе. Если желаете своему ребенку развития, то не жалейте сил и терпения, времени и изобретательности, лучше расскажите ему что-то интересное, посмотрите вместе с ним фильм, научите его интересоваться, изучать, познавать, не отбивайте это желание своей критикой, а мотивируйте и поощряйте, обязательно хвалите за успехи. Мы тоже были детьми и получали плохие оценки, нам было неприятно, когда нас ругали родители. Все можно исправить, показать ребенку, что это не конечная станция, можно переписать, переделать, оценка не самое главное, знания важнее.

Аутизм – это нарушение развития, которое требует раннего вмешательства. Не теряйте времени, при первых звоночках обращайтесь к специалистам. Аутизм преодолим, его во многих случаях можно компенсировать полностью.

Куралай МУРАТОВА

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button