НовостиОбщество

Как воспитать патриота?

Отношение к патриотизму в современном обществе сегодня неоднозначное. Одни утверждают, что патриотизм — понятие устаревшее и затертое. Другие считают, что надо бить в набат, чтобы остановить молодежь, собирающуюся уезжать в другие страны. Третьи же возрождают в молодых веру в то, что любовь к родине — не пустой звук.

Каждый год 1 сентября, в День знаний, проходит урок мира, на котором учитель говорит о родине, с чего она начинается. И этот урок важен, потому что в еще неокрепшие души вкладываются такие понятия, как Отчизна, семья, любовь и уважение к родине. Но недавно на таком уроке в одной из школ столицы на вопрос, кто считает себя патриотом, отозвались лишь два школьника. Остальные либо промолчали, либо сказали, что собираются уезжать.

Для родителей это стало шоком. Нам, взрослым людям, воспитанным на подвигах героев, сложно понять, что патрио­тизм в головах наших детей — понятие эфемерное. Как воспитать в ребенке патриота? Кто должен этим заниматься — школа или родители? Мы задали этот вопрос педагогам и психологам.

Воспитание личным примером

— Чувство патриотизма, как и любое чувство, — дело интимное, и воспитывать в детях любовь к родине должно не государство, а родители, — убеждена психолог Галина МЯКУШКО. — Причем делать это нужно личным примером. И первый совет — не отзываться плохо о стране, которая является твоей родиной. Дети — лакмусовая бумажка родительского поведения и высказываний. Те моменты, которые не всегда по нраву взрослым, о которых говорится в семье, будут повторять и дети. Не вникая в суть проблемы, просто потому, что так говорят родители. Необходимо создать в семье отношение к стране, как к матери. И пусть многие назовут это громкими словами, произносить их необходимо, но только если вы действительно чувствуете любовь к своей стране, своей земле. Иначе дети быстро распознают фальшь в ваших словах и укрепятся во мнении, что все сказанное вами не более чем очередное поучение. Укреплять же полученное дома нужно в школе на уроках, классных часах и внешкольных занятиях. Но опять же, без фальши, не для «галочки».

Уроки патриотизма

С 2016 года в столице в рамках пилотного проекта был создан кадетский класс. До этого действовали лишь военно-патриотические клубы.
— Опыт показал, что работа в виде кадетских классов более эффективна, — говорит заведующий военно-патриотическим сектором детско-юношеского центра «Шыгыс» Сергей ШАРЫПОВ. — Происходит, как говорят педагоги и психологи, погружение в атмосферу армии, и, как следствие, дети становятся лучше во всем: подтягивается учеба, становится дисциплинированнее поведение, опрятнее вид.
Сергей Шарыпов, совмещая работу в центре «Шыгыс» с методической по НВП городского Управления образования, долгие годы доказывал необходимость введения в школьное образование уроков патриотизма. А начальная военная подготовка, по его словам, наиболее действенная форма привития любви к Отчизне. С появлением в школах кадетских классов задача будет решаться куда как быстрее, считает он.

Антивирус для нерадивых учеников

— Кадетский класс станет больше изу­чать историю страны, военную историю, геополитику, литературу. Учителя-предметники изменят свою программу, включая более углубленное изучение для кадетов, — рассказывает директор школы-гимназии № 30 Сауле АЗИМХАНОВА.
По словам директора, кадетские классы в школе будут своего рода антивирусом для нерадивых учеников, средством против правонарушений, с которыми время от времени сталкивается каждый школьный коллектив.

— Мы должны подготовить детей для того, чтобы в будущем они спокойно могли найти свое место в социуме, были патриотами своей родины и могли бы при необходимости защитить себя, свою семью, свою страну, — уверена Сауле Азимханова.
Уберечь молодежь
от ошибок

Нынешним родителям приходится куда сложнее с детьми пубертатного возраста. Наряду со всеми проблемами этого сложного периода большую угрозу представляют деструктивные религиозные течения, приверженцы которых все чаще вовлекают в свои сети молодых. В своих учениях они отрицают национальные ценности, традиции и обычаи, агрессивно настроены к светскому государству, образу жизни, проявляют неуважение к государственным праздникам и символам и, как следствие, к родине.
Преподаватель НВП, куратор кадетского класса Берикжан БАЙГАЗИН считает, что воспитывать патриотизм посредством военно-патриотической работы, значит, получить действенный результат.

— Сегодня наши дети представляют большой интерес для последователей деструктивных течений. Все чаще вовлекается молодежь, даже школьники. Наша задача — вырвать их из этого круга, — говорит он.
По словам Берикжана Байгазина, кадетские классы призваны стать флагманами в школах, ядром, вокруг которого будут собираться другие учащиеся.

— Это своего рода дополнительное образование. Кадеты проходят курс общеобразовательной школы и дополнительно будут заниматься военными дисциплинами. Они будут изучать материальную часть оружия, строевую и тактическую подготовку, — рассказывает он. — Шефами выступят офицеры пограничного полка, с ними есть договоренность. Если кто-то из детей изъявит желание служить в дальнейшем в силовых структурах, им будет предложено поступить в тот или иной военный вуз.
— Ученик по окончании школы, кроме аттестата зрелости, получает свидетельство об окончании кадетского класса, в котором будут отражены все дисциплины. Это даст маленькое преимущество при поступлении в военное учреждение, — дополняет Сергей Шарыпов.

Но все же главная задача в создании кадетских классов — воспитать патриота, считает он. Конечно, важная часть работы ложится на плечи родителей, но и школа может активно в этом посодействовать.
— Кадеты станут примером для других детей, — говорит Сауле Азимханова. — Может быть, какой-то процент детей станет военными, но это не цель. Что касается возраста, то мы совместно с психологами выбрали для кадетства детей седьмых классов.

— Мы не ожидали такой активной положительной реакции родителей, — говорит Берикжан Байгазин. — Класс формируется из 21 ребенка. Эта цифра возникла не случайно. Дело в том, что во взводе, как и будет именоваться класс, должно быть три отделения, состоящих из семи человек. Единственное, что требуется от родителей в части финансирования, — это пошив специальной формы для кадетов.

Стимулировать важно

— Учтена и заинтересованность учителя в данном проекте, — рассказывает Сергей Шарыпов. — Из бюджета Управления образования столицы дополнительно оплачиваются вариативные 2-8 часов. Общественные организации не стоят в стороне. ОФ «Жан досым», например, вносит свою лепту, дополнительно оплачивая преподавательский труд. Все это решает государственную программу «Рухани жаңғыру», поскольку речь идет о человеческом капитале, воспитании патриотизма. Как сказал Президент в Послании народу Казахстана: «Сегодня необходимо усилить роль военно-патриотического воспитания в школах». И наша работа ведется именно для этого.

Начать с себя

Итак, как воспитать патриота? Советов здесь немного, утверждает психолог Галина Мякушко. Говоря о военно-патриотическом воспитании, она приводит в пример традицию жеті ата — родословную рода.
— Знание своих корней — это действенная привязка к семье, стране, — уверена она. — Это еще один совет родителям в воспитании патриотов. Изучайте свою родословную, пусть дети гордятся ею и стараются не уронить честь рода.

Айгуль Альжаксина

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть