Как защитить себя от финансовых мошенников: советы юриста
С каждым днем мошенники становятся все хитрее, и доверчивые граждане, поддавшись на обман, могут продиктовать смс или код на обратной стороне банковской карты. Как результат – оформленный
на них кредит. Что делать в такой ситуации, рассказал главный специалист управления повышения финансовой грамотности Агентства РК по развитию и регулированию финансового рынка Дмитрий АКМАЕВ.
– Что нужно делать, если человек узнал, что на него мошенническим путем оформлен кредит?
– Первое, обратиться в правоохранительные органы. Это важный шаг, поскольку банки и финансовые организации, включая микрофинансовые организации (МФО), на время расследования обязаны приостановить начисление процентов и все выплаты.
Цель этого процесса – установить, кто действительно оформлял кредит. Часто обман происходит из-за того, что граждане сами передают мошенникам свои данные: пароли, коды, доступы к устройствам. В некоторых случаях люди поддаются влиянию мошенников и оформляют кредиты самостоятельно, после чего переводят деньги на так называемые «безопасные» счета, которые, как правило, контролируются мошенниками.
Если же клиент не передавал никакие данные и не допускал ошибок, то вся ответственность ложится на финансовую организацию, которая недостаточно тщательно проверила данные.
Часто мошенники играют на человеческой жадности или страхе, особенно в ситуациях, связанных с оформлением кредитов. Бывали случаи, когда злоумышленники звонили гражданам, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, Национального банка или Министерства финансов. Они убеждали, что якобы выявили мошенников, которые собираются оформить кредит на имя жертвы. Чтобы предотвратить это, человеку предлагали взять кредит первым и перевести деньги на «безопасный счет».
Мошенники убеждают, что после завершения расследования деньги вернутся, а иногда даже обещают вознаграждение от банка за сотрудничество. В результате люди, поверив в эти обещания, оформляли кредиты или снимали свои депозиты, переводя их на счета, контролируемые мошенниками, и теряли средства.
Такие схемы распространены, и основная причина того, что мошенники по-прежнему их используют, – это желание быстро заработать или спасти свои деньги, что заставляет жертву действовать под давлением, не проверяя достоверность информации.
– Как себя вести, если звонят мошенники?
– Они часто используют психологическое давление, применяя различные уловки, чтобы сбить человека с толку. Их главная цель – создать ощущение, что происходит что-то срочное и страшное, заставляя человека чувствовать угрозу. Это помогает отключить критическое мышление жертвы, особенно если аферисты добавляют запреты на общение с кем-либо, запрещают звонить или консультироваться с другими людьми.
К слову, граждане должны знать, что в любой ситуации у них есть право получить консультацию. Если возникает сомнение, нужно прервать разговор, обратиться за помощью к специалистам, правоохранительным органам либо просто поговорить с друзьями или родственниками. Решение следует принимать взвешенно, не поддаваясь давлению и эмоциональному воздействию.
Практика показывает, что большинство случаев финансового мошенничества происходит из-за того, что люди перестают мыслить трезво и следуют указаниям извне, что и приводит к серьезным последствиям. Поэтому ключевое правило – сохранять спокойствие и рассудительность в любых стрессовых ситуациях.
– Как финансовые организации реагируют на необходимость расследования в случае оформления кредитов на мошенников? Долго ли рассматривают дела такого типа?
– Расследование таких случаев может занимать разное время, и на этот период, повторюсь, приостанавливаются начисления процентов и все выплаты по кредиту до тех пор, пока дело не будет рассмотрено в суде, который определяет степень вины каждого участника.
Даже если виноват сам гражданин, который предоставил доступ к личным данным или самостоятельно оформил кредит, финансовые организации часто идут навстречу. В рамках специального меморандума они могут предложить различную поддержку – отмену начисления процентов, предоставление рассрочки или отсрочки по платежам. Все вопросы решаются в индивидуальном порядке, поскольку каждая ситуация по-своему уникальна.
Как правило, процесс включает несколько этапов. В первую очередь необходимо обратиться в правоохранительные органы, а затем уже в финансовую организацию, оформившую кредит. Также можно обратиться в агентства, которые проверяют, насколько банки или микрофинансовые организации соблюдали все протоколы безопасности при выдаче кредита. Хотя такие агентства не участвуют в уголовном расследовании, они могут выявить нарушения в работе финансовых учреждений. Если банк или МФО допустил ошибку, эта информация будет представлена в суде и может повлиять на исход дела.
– Может ли банк отказать в аннулировании кредита? Как действовать в таком случае?
– Если возбуждено уголовное дело о мошенничестве, проводится расследование, по итогам которого дело передается в суд. Судебное разбирательство определяет, кто виновен, а кто прав. После этого выносится судебное решение, которое обязано исполнить все стороны, включая банк. Здесь уже не остается места для того, чтобы банк мог отказать в выполнении обязательств – все действия будут происходить строго в соответствии с решением суда.
– Какие меры предосторожности стоит предпринять, чтобы избежать подобных случаев в будущем?
– Соблюдение базовых правил безопасности является ключевым фактором в защите от финансового мошенничества. Главное – никому не передавать свои данные. Мошенник обычно звонит или пишет с просьбой решить какие-
либо вопросы. Финансовые организации и государственные органы не решают проблемы по телефону или через мессенджеры, такие как WhatsApp. Если банк замечает подозрительную активность, он блокирует аккаунт и уведомляет заемщика через мобильное приложение или SMS, предлагая посетить отделение для разъяснения ситуации.
Взаимодействие с правоохранительными органами также происходит через официальные каналы – повестки, письма и так далее. Поэтому, если поступают подозрительные звонки от «представителей» банков или госструктур, лучше прервать общение и вести разговор только в официальном формате.
Для повышения безопасности гражданам рекомендуется воспользоваться сервисом «СтопКредит», который позволяет установить самозапрет на получение кредита. Это можно сделать через Первое кредитное бюро или портал еGоv. Если гражданин установил такой запрет, а кредит все же был оформлен, это становится проблемой для финансовой организации, которая обязана проверять наличие запрета. Таким образом, заемщик, использующий «СтопКредит», может быть уверен, что мошеннические кредиты не будут списаны с него.
– Есть ли примеры успешного аннулирования кредитов и чем они могут быть полезны другим пострадавшим?
– При аннулировании мошеннических кредитов и утечке данных важно понимать, что финансовая афера является уголовно наказуемым преступлением. Привести конкретные прецеденты сложно, так как ситуации могут сильно различаться. Тем не менее, есть случаи, когда граждане успешно возвращали свои деньги или доказывали, что не имеют никакого отношения к оформленному кредиту. В таких ситуациях ответственность ложится на финансовую организацию.
Для повышения своей безопасности гражданам следует строго соблюдать правила, не передавая никому свои доступы, пароли, коды или личные данные. Установка самозапрета на кредит также является отличной мерой предосторожности, которая может дополнительно защитить от мошеннических действий.
Екатерина Тыщенко