Общество

Как защитят права потребителей?

Какие сферы чаще вызывают нарекания жителей и какие меры на законодательном уровне будут приняты для совершенствования защиты прав потребителей, рассказал председатель Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Аскар ТЫНЫСБЕКОВ на брифинге в Службе центральных коммуникаций.

Сегодня рынок услуг многообразен и расширяется с каждым днем. Визиты к врачу, покупки в супермаркете, обеды в столовой, образовательные курсы, спортивные занятия – все это почти немыслимо без качественных услуг.

– Мы анализируем жалобы, поступившие в том числе на горячую линию комитета и Министерства торговли. Это вопросы по ценообразованию, в том числе по социально значимым продовольственным товарам, высоким тарифам в сфере ЖКХ, защите прав потребителей дольщиков по ипотечным кредитам, – отметил он. – Для изучения этих проблем в прошлом году провели социологический опрос среди населения во всех регионах страны. Выявили определенные недостатки в работе. Поэтому, проанализировав все это, в новом законопроекте (законопроект «О защите прав потребителей». – Прим. ред.) мы предполагаем распространить базовые принципы законодательства, которые не были прописаны, потому что не наша сфера регулирования, на сферы транспортных, медицинских и туристских услуг. Также хотим включить нормы обязательного согласования различных НПА, затрагивающие вопросы защиты прав потребителей именно с уполномоченным органом по защите прав потребителей, то есть с нами. Это даст на законодательном уровне возможность реагировать на те или иные проблемы, затрагивающие потребителей.

В процентном соотношении жалобы потребителей выглядят так: сфера медицинских услуг – 46 процентов недовольных услугами, транспорт – 43 процента, образование – 42 процента, а услуги связи – 36 процентов.
Одна из сфер, которой сегодня активно пользуются жители, – онлайн-торговля. Однако покупки и услуги на онлайн-сервисах нередко оборачиваются обманом. Сегодня в электронной торговле есть юридические пробелы, отмечают в комитете.

– Потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через Интернет, что требует законодательного урегулирования оборота товаров в социальных сетях. В законопроекте будет предусмотрен отдельный раздел, а также нормы для полной защищенности потребителей в этом вопросе, – сказал председатель Комитета по защите прав потребителей.

Он напомнил, что в прошлом году в Казахстане разработали первый пакет поправок в законодательство страны по вопросам защиты прав потребителей. Однако в ходе правоприменительной практики при реализации нововведений возникли определенные трудности. В частности, это касается трехступенчатого механизма защиты прав потребителей.

– Судебная практика показывает, что потребитель, прежде чем обратиться в суд, обязан пройти два этапа механизма. Первый – это продавец и субъект досудебного регулирования и второй – госорганы. В этой связи предполагается внести изменения в норму закона, исключив в нем лишний барьер для реализации права потребителя на судебную защиту. В законе значительно расширили список обязанностей продавцов, однако сегодня в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено всего два состава административных правонарушений, – отметил Аскар Тынысбеков.

Проект концепции ко второму пакету поправок предлагает ряд нововведений. В их числе заложить основу для работы единой общенациональной некоммерческой организации по защите прав потребителей, установление четкого регулирования продажи товара на электронных торговых площадках, введение в Казахстане института омбудсмена для защиты прав потребителей.

– Омбудсмен будет служить выразителем интересов народа и общественных объединений, который напрямую доведет существующие проблемы сферы и отраслей, где нарушают права потребителей, до первых лиц государственной власти. Также распространение базовых принципов закона на сферы коммунальных, медицинских, туристских и иных услуг. Четвертое – пересмотр системы защиты прав и законных интересов потребителей, обеспечивающих их защиту. Мы полагаем, что предлагаемые поправки в закон дадут положительный эффект, – считает спикер.

Поправки в законодательство призваны вывести систему защиты прав потребителей на принципиально качественный уровень.

Фото из архива «ВА»

Метки

Похожие статьи

Закрыть