Общество

Как живет главный город страны

О развитии столицы, что сделано и предстоит сделать, рассказал аким Астаны Алтай КУЛЬГИНОВ в ходе отчета перед депутатами столичного маслихата.

Социально-экономическое развитие столицы сегодня идет огромными темпами. Растет численность населения, которая требует развития инфраструктуры города. Нужны новые школы, детские сады, медицинские объекты.

Новые школы

В Астане до 2025 года будет создано еще 120 тысяч ученических мест для обучения школьников в две смены. Планируется построить 44 школы. В план детальной планировки было закреплено направление, чтобы в каждом районе (микрорайонах) были учебные заведения.

– Наша столица быстро развивается, численность населения растет с каждым годом. Если, к примеру, в мае мы выпускаем более 8 тысяч детей, то в сентябре принимаем в первый класс более 25 тысяч. Чтобы планомерно снижать и не допускать появления школ с трехсменным обучением, необходимо строить ежегодно не менее 10 школ. К примеру, за три года построили 34 школы на 70 тысяч ученических мест. Только в этом году создается свыше 23 тысяч ученических мест. Согласно Посланию Главы государства, мы приступили к строительству комфортных крупногабаритных школ. Сейчас мы проектируем 20 крупногабаритных школ на 80 тысяч ученических мест, обучаться в которых дети будут в две смены. В план детальной планировки было закреплено направление, чтобы в каждом районе (микрорайонах) были учебные заведения, – сказал Алтай Кульгинов.

Аким Астаны также отметил, что в столице определили более 70 участков для строительства школ. Площадь данных земельных участков позволит построить учебные заведения на 240 тысяч ученических мест. Количество земельных участков, которые будут выделяться для строительства социальных объектов, ежегодно будет увеличиваться.

Для повышения качества образования ежегодно выделяются гранты на педагогические специальности: если за три года было выделено 1400 грантов, то в этом году – еще 1 тыс. Также в планах за счет частного инвестора построить педагогический институт.

Клиники и больницы

На сегодняшний день в городе имеется 211 объектов здравоохранения республиканского и городского уровней. В будущем нужно построить еще около 80. Рост населения влияет и на поликлиники.

– Особенно хочу отметить поликлинику № 9 в районе «Есиль». Там огромная нагрузка. Мы говорим инвесторам, чтобы они строили поликлиники, а мы будем обеспечивать прикрепление людей и будем оплачивать через фонд социального медицинского страхования, – сказал аким города.

Что касается железнодорожной больницы, то сегодня она размещена в отеле Ramada plaza.

– После переезда столицы в Астану это был один из самых лучших отелей города. Да, здание как отель больше не функционирует. Во время пандемии два года мы использовали это здание. Эти меры очень помогли нам в борьбе с инфекцией. Здесь располагался ковидный стационар на 600 коек. Сегодня мы часть самой больницы отремонтировали, однако другая часть здания, как оказалось, ремонту не подлежит. Так мы предложили в здании бывшего отеля разместить эту больницу. Думаю, это самое оптимальное решение. А на месте здания железнодорожной больницы мы предлагаем построить родильный дом, нагрузка уже ощущается. Как минимум уже сейчас нужно строить два перинатальных центра в городе. По одному из них мы уже находимся на стадии завершения проектной документации, а в 2023 году должны начать строительство возле Первой городской больницы в районе «Алматы», – рассказал Алтай Кульгинов.

Актуальные вопросы дольщиков

Количество дольщиков с 16 тысяч семей сократится до 2 тысяч. В текущем году будет завершено строительство еще 30 домов-долгостроев. Таким образом, к концу 2022 года решается вопрос 120 домов-долгостроев из 150.

– Перед нами стояла задача решить вопрос 16 тысяч семей-дольщиков. Это не просто цифры – это судьбы наших жителей, которые на протяжении стольких лет скитались по съемным квартирам, хотя давно должны были заехать в собственное жилье. В текущем году планируем достроить еще 30 многоквартирных домов-долгостроев. Завершение строительства долгостроев стоит на контроле у Главы государства. К концу года количество завершенных долгостроев составит 120 из 150, количество дольщиков сократится с 15 тысяч семей до 2 тысяч. Тем не менее остается еще 30 долгостроев, по ним есть видение по завершению строительства, – сказал Алтай Кульгинов.

Аким города также рассказал, как выглядели долгострои, строительство которых завершено: где-то был вырыт только котлован, где-то поднят каркас дома, который был признан аварийным и его пришлось полностью сносить и строить новые дома, не было финансового аудита, проектно-сметной документации, были факты двойных-тройных продаж и др.

Город будет газифицирован

В столице продолжаются работы по газификации. Районы «Сарыарка» и «Алматы» полностью обеспечены возможностью подключить дома к газу. Для этого в городе построено свыше 680 км газораспределительных сетей, подведены внутриквартальные сети.

– Ежедневно растет количество домов, подключенных к газу. На сегодня к газу подключено уже более 6 тысяч домов. Для стимулирования и оказания помощи ранее приняли ряд социальных мер: вдвое сократили список документов для подключения домов к газу; до 430 тысяч, более чем в 2 раза, увеличили сумму, которую мы выделяем нуждающимся категориям населения; на бесплатной основе выдаются приборы учета газа (счетчики); имеется рассрочка и беспроцентное кредитование через банки на газификацию дома. Жители отмечают удобства. Не нужно покупать уголь, вычищать золу, быть привязанным к дому 24/7, газификация экологична и безопасна. На газ переводятся также социальные объекты. В жилых массивах есть социальные объекты, которые не подключены к центральной системе отопления. Отапливались они через автономные источники тепла – через уголь либо, как большинство, через дизельное топливо, что в разы затратнее. Из 20 соцобъектов района «Алматы» и «Сарыарка» на газ перевели уже 13 объектов, по оставшимся 7 ведутся пусконаладочные работы. Общая экономия за счет перевода данных объектов на газ составит более 1 млрд тенге в год. К примеру, если ранее школа № 40 при отоплении на дизельном топливе затрачивала порядка 160 млн тенге в год, то при газе сумма сократилась почти в 4 раза. Экономия Центра соцобслуживания «Шарапат» составляет более 60 млн тенге в год, – сказал Алтай Кульгинов.
Кроме того, в районах «Байқоңыр» и «Есиль» также ведутся работы по строительству подводящего газопровода (внутриквартальные сети – в 2023 году). В текущем году начато строительство подводящих сетей газа к районным котельным «Туран», «Тельмана» и жилым массивам Ильинка (Уркер), Ондирис, Тельмана, Пригородный, м-ны Family Village и Garden Village. Ведется проектирование в м-не Чубары.
– Газификация столицы находится на контроле Главы государства. Газификация позволит не только значительно улучшить экологию города, но и создать более комфортные условия для жителей частного сектора, – уверен аким столицы.

Строительство объектов

Учитывая бурное развитие города и рост населения, в Астане ведется строительство трех газовых тепловых станций, ТЭЦ-3, насосно-фильтровальной станции (НФС-3) и др.

– К примеру, на начало 2019 года в столице проживало свыше 1 млн 30 тысяч человек. В текущем году – свыше 1 млн 330 тысяч. За 3-4 года население выросло на 300 тысяч человек, что сопоставимо с населением целого областного города. Необходимо создавать инженерную инфраструктуру: вода, свет, тепло. Как вы знаете, ТЭЦ-3 – долгострой, более 10 лет строится. Подрядчику отправили уведомление, он увеличил темпы строительства. Но и мощности ТЭЦ-3 будет недостаточно. Поэтому приступили к строительству трех газовых тепловых станций. Мощность каждой из них превысит мощность ТЭЦ-3. Газовые тепловые станции будем вводить в эксплуатацию поэтапно, уже со следующего года. Кроме того, ведем проектирование и реконструкцию электрических подстанций «Наурыз», «Жулдыз», «Арай» и других, – сказал Алтай Кульгинов. – Для системного решения вопроса с водоснабжением в прошлом году в столице приступили к строительству насосно-фильтровальной станции. НФС-3 позволит не только увеличить нынешнюю мощность, но и обеспечит питьевой водой будущие районы застроек. На сегодня город потребляет порядка 300 тысяч кубометров воды в сутки. Мощность новой НФС – свыше 100 тысяч. Работа НФС-3 частично будет запущена уже к концу этого года – на 35 тысяч кубометров воды в сутки. С 2023 года мощность составит свыше 100 тысяч кубометров.

Интеллектуальная транспортная система

ИТС позволяет повысить пропускную способность улично-дорожной сети, снизить задержки в движении транспорта, сократить время в пути и др.

– За счет использования интеллектуальной транспортной системы в Астане скорость транспорта увеличена на 18%, среднее время в пути снижено на 20%. «Умные» светофоры позволяют выбрать оптимальный режим работы во время заторов, тем самым разгружая движение на дорогах. Интеллектуальными функциями у нас в городе оснащено более 40% светофорных объектов. Следующим этапом планируем охватить ИТС порядка 80% светофорных объектов, – сказал Алтай Кульгинов.

Кроме того, ранее в столице была утверждена концепция комплексной транспортной схемы (КТС). Она позволяет выработать единое техническое видение городского транспорта на 10 и более лет с учетом ежегодного роста населения и увеличения трафика на дорогах. КТС также предусматривает увеличение количества новых автомобильных мостов, транспортных развязок, расширение улиц, пробивку дорог, существенную модернизацию общественного транспорта и др.

– В августе текущего года открыто движение по новому мосту по пр. Улы Дала, строительство еще одного моста – по пр. Тәуелсіздік, через реку Есиль – планируется завершить в следующем году. Кроме того, за последние годы отремонтировано более 400 улиц, половина из них – в жилых массивах, – отметил аким.

Промышленность и инвестиции

Астана должна производить товары и услуги, которых нет в городе. В этом уверен аким столицы Алтай Кульгинов.

– У нас есть специальная экономическая зона и индустриальный парк, куда с момента открытия было вложено 211 млрд тенге. Сегодня уже объем производства составил более 4 трлн тенге, 144 млрд тенге налогов получено. Теперь мы проектируем индустриальный парк-2, где будем открывать новые производства, пищевую, легкую, обрабатывающую промышленность, строительные материалы, развивать МСБ и прочее. Введены в эксплуатацию домостроительный комбинат, завод строительной техники, фабрика по производству одежды, лакокрасочных материалов и так далее, – сказал он. – В перспективе сборка автомобилей. Совместно с итальянскими партнерами и Министерством энергетики РК наладим ветровые электростанции. На первом этапе – 50 МВт, на втором – 100 МВт зеленой энергетики. И отмечу, 100 млн евро – иностранные инвестиции.

Статьи по Теме

Back to top button