Общество

Как живет столица

О том, как развивается и чем живет главный город Казахстана, рассказал на брифинге в СЦК аким города Нур-Султан Алтай КУЛЬГИНОВ.

В своем докладе аким столицы акцентировал внимание на развитии столицы с учетом роста населения. Если в 2000 году население города составляло 400 тысяч человек, то сейчас 1,2 млн. Прирост составил от 50 до 60 тысяч человек за счет рождаемости и миграции. Согласно генеральному плану развития города, который впервые был утвержден после переноса столицы, планировалось, что к 2030 году население составит 800 тысяч человек. В 2010 году генеральный план развития корректировался и прогнозировалось, что к 2030 году здесь будет проживать 1,2 млн человек. Этого показателя город достиг уже сейчас.

– Сегодня мы корректируем этот генеральный план, и по прогнозам, если будет соблюдаться такая динамика, количество населения к 2035 году удвоится. Соответственно, уже сегодня мы должны готовить социальную и инженерную инфраструктуру, – отметил он.

К примеру, создание аллеи Мыңжылдық проводится с учетом строительства не только жилых комплексов, но и всей социальной инфраструктуры, чтобы не было дефицита мест в школах, детских садах. То есть, возводя квартал за кварталом, согласно принципу полицентричности, строятся детские сады, школы, спортивные объекты и объекты притяжения – общественные пространства.

– Приведу другой пример: в районе ТРЦ «Хан Шатыр» запланировано строительство 15 школ, 6 из них уже построено. Здесь нужно построить 8 детских садов, а также разбить парки и скверы, – отметил аким столицы. – 148 школ у нас уже есть, но они сосредоточены в основном в районах «Алматы», «Сарыарқа» и «Байқоңыр». Район «Есиль» новый, расширяющийся, поэтому здесь нужно школ в разы больше. Согласно генеральному плану и по нашим расчетам, нужно построить еще 162 школы, места обозначены в генеральном плане. Функционирует 429 детских садов, еще 150 нужно построить. Что касается объектов здравоохранения, то их 211, включая поликлиники, больницы и стационары, еще порядка 80 надо построить. Учитывается и правильность распределения мест строительства. То же самое относится и к пожарным депо, их у нас в городе 11, нужно построить еще 21. Необходимо также разбивать парки, скверы и зеленые насаждения.
По словам акима столицы, в улучшении качества столичного воздуха помогает зеленый пояс. Из порядка 90 тысяч га 14 тысяч находится в границах столицы. В прошлом году город приобрел 1 млн новых зеленых насаждений, порядка 800 тысяч было высажено в зеленом поясе. Каждый год работа в этом направлении продолжается.

Алтай Кульгинов назвал вопрос точечной застройки проблемой, которая волнует многих горожан.

– В генеральном плане четко скорректировали план детальной планировки. В спорных между жителями и инвесторами вопросах по 12 объектам решение вынесено в пользу жителей города, а значит, в пользу строительства школ, других социальных объектов и скверов, – рассказал аким столицы. – С учетом роста населения нам уже необходимо провести корректировку инженерной инфраструктуры. В первую очередь тепло. С учетом нашей погоды это очень важный стратегический вопрос. В некоторых застройках тепло отсутствует, но мы должны обеспечить им людей. С учетом газификации столицы завершается вопрос проектирования строительства трех газовых котельных. Это поможет обеспечить теплом порядка 1 тысячи гигаколорий в час и в 2,5 раза больше, чем будет давать ТЭЦ-3, возведение которой уже признано долгостроем. Однако если мы не достроим ТЭЦ-3, будет дефицит тепла. Она сможет обеспечить теплом 6 млн кв. метров жилья. Однако этого тоже не хватит, потому что столица растет.

Газификация
В столице приступили к строительству подводящего газопровода в оставшихся двух районах – «Байқоңыр» и «Есиль». К примеру, это ЖМ Ильинка (Үркер), Өндіріс, Пригородный, Тельмана, микрорайоны Family Village, Garden Village и др. Ведется проектирование в Чубарах.

– В районах «Есиль» и «Байқоңыр» приступили к строительству подводящего газопровода, непосредственно к строительству внутриквартальных сетей приступим в следующем году. В городе полностью газифицировали 2 района – «Сарыарқа» и «Алматы». Для этого построили свыше 680 км газораспределительных сетей, подвели внутриквартальные сети. Доступ к газу получили 14 тыс. абонентов, более 6 тыс. получили техусловия, кроме того, свыше 3,6 тыс. домов уже подключены к газу (более 25%). Уже этой зимой за счет подключенных в частном секторе домов к газу воздух стал значительно чище. Это заметно, к примеру, по району Юго-Восток. Газификация города благоприятно сказывается не только на экологии города, но и на качестве проживания горожан, – сказал аким города.

Учитывая социальную важность, акиматом города ранее был принят ряд льгот: нуждающимся категориям выделяется социальная помощь на подключение к газу, размер социальной помощи с 200 тыс. тенге увеличен до более 400 тыс., всем горожанам на бесплатной основе выдаются счетчики.

Также, учитывая обращения горожан по вопросам сбора документов для подключения домов к газу, список документов был сокращен в два раза. Раньше на это уходило до 6 месяцев. Данная мера была принята в рамках Указа Главы государства «О мерах по дебюрократизации деятельности госаппарата». Кроме того, 13 водогрейных котлов на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 переведены на газ, возобновлено строительство ТЭЦ-3, ведется проектирование 3 локальных газовых котельных для обеспечения теплом новых районов. Ход газификации находится на контроле Главы государства.

Водообеспечение
По словам акима столицы, в городе есть две насосно-фильтровальные станции, однако этого недостаточно.
– Мы потребляем в сутки около 300 куб. метров воды. Летом давление становится меньше, потому что частный сектор использует питьевую воду вместо технической на полив или другие нужды. Новая же станция позволит нам получить дополнительно еще 105 куб. метров. Полностью станция будет запущена в следующем году, – рассказал Алтай Кульгинов.

Ливневая канализация
В Нур-Султане решен вопрос с подтоплениями 146 проблемных участков. В том числе на одном из самых проблемных проспектов города – пр. Б. Момыш­улы. Построено свыше 130 км ливневых канализаций и лотково-арычной системы, очищено почти 1 тыс. ед. смотровых и дож­деприемных колодцев. Также промыто 20 км коллекторов, пропарено 6,5 тыс. труб, вывезено почти 350 тонн ила.

– В столице на постоянной основе ведутся работы по строительству ливневых канализаций и сооружений. Так, одним из самых проблемных был пр. Б. Момышулы. Наверное, помните, как во время дождей машины практически наполовину уходили под воду, кто-то доставал надувные лодки. На проспекте мы построили магистральный коллектор ливневой канализации. Его протяженность составляет 500 метров, начало берет от ул. Дауылпаз, тянется до ул. Елимай (проходит пр. Б. Момышулы). Новое сооружение позволило увеличить пропускную способность существующих сетей ливневой канализации в 1,5 раза.

Кроме того, построили очистное сооружение в м-не Молодежном (пересечение ул. Ташенова и Амман) с реконструкцией̆ подводящих коллекторов. Мощность новых сооружений – свыше 42 тыс. кубометров в сутки. Данное очистное сооружение позволило решить проблему с подтоплениями ул. Ташенова, Бараева, Уәлиханова, Пушкина, Иманбаевой, пр. Республики, части пр. Тәуелсіздік. Отличие данного сооружения в том, что оно позволяет обеспечить очистку дождевых и талых вод перед сбросом в реку Есиль, – продолжил аким столицы.

Также в ЖМ Тельмана построены очистное сооружение и магистральный коллектор, в ЖМ Пригородный и в районе логистического центра по шоссе Алаш – очистное сооружение, ранее была решена проблема с ливневой канализацией на 2 участках в районе аллеи Мыңжылдық.

В районе ул. Ш. Қалдаяқова, нового вокзала, по пр. Ұлы Дала и на др. ведется строительство ливневых канализаций. Работы по строительству и расширению мощности ливневых канализаций и очистных сооружений акиматом города проводятся на системном уровне.

Транспортные развязки
Акиматом столицы принята комплексная транспортная схема, согласно которой планомерно развивается инженерная инфраструктура, строятся мосты, расширяются дороги, тротуары, создаются условия для пешеходов и общественного транспорта.

– К примеру, ведем строительство двух автомобильных мостов. По проспекту Ұлы Дала планируем завершить в этом году. Он позволит частично разгрузить пр. Мәңгілік Ел, ул. А. Байтұрсынова, Р. Қошқарбаева, Ж. Нәжімеденова, район Nova city, аллею Мыңжылдық, повысит доступность нового вокзала «Нұрлы жол», жилые массивы Тельмана и Промышленный, района гипермаркета «Метро», пр. Жұмабаева, ул. Жүргенова и др.
Также ведем строительство моста по пр. Тәуелсіздік, через реку Есиль, его строительство завершится в 2023 году.

Ранее там были судебные тяжбы, сразу после решения всех процедурных моментов строительство моста было возобновлено. Этот мост позволит обеспечить дополнительную связь пр. Тәуелсіздік, района нового железнодорожного вокзала, пр. Қошқарбаева, ул. Нәжімеденова, района мечети «Хазрет Султан», ул. Байтұрсынова, Қордай, Айнакөл, пр. Момышулы с левобережьем. В этом месяце после капремонта открыли мост по шоссе Алаш, – сказал аким столицы Алтай Кульгинов.
Акиматом уделяется особое внимание развитию дорожной инфраструктуры. В текущем году будет построено и отремонтировано порядка 100 улиц, за последние два года отремонтировано почти 300 улиц, половина из них – в жилых массивах.

Доступное жилье
Это очень важный вопрос для многих людей, особенно для той категории граждан, которые стоят в очереди. Их порядка 50 тысяч.

– Мы, согласно поручениям Главы государства, свыше трех раз увеличили строительство социального жилья. Здесь не все мы реализуем за счет бюджета – привлекаем частных инвесторов. Например, предоставляем земельные участки, подводим инженерные сети и просим застройщика предоставить пул квартир по доступной цене. Этот механизм мы реализуем на постоянной основе, – отметил аким столицы.
Что касается проблем дольщиков, то в столице ведется системная работа по завершению долгостроев. Из 16 тысяч семей-дольщиков решена проблема 13 тысяч. Завершено строительство 90 проблемных многоквартирных жилых комплексов.

– По поручение Главы государства проводится масштабная системная работа по завершению долгостроев. Из 150 многоквартирных жилых комплексов завершили строительство 90 МЖК. 13 тысяч семей-дольщиков из 16 тысяч смогли получить свои заветные квартиры. Сейчас занимаемся вопросом оставшихся 3 тысяч дольщиков. Часть из них мы решим в этом году, другую планируем завершить в следующем. Но сейчас очень важно, чтобы не появлялись новые дольщики. Ведь риски есть всегда. Для того чтобы не стать обманутым дольщиком, необходимо изучить историю застройщика, посмотреть документы. Со стороны государства требования к застройщикам усилены: застройщик не может открыть продажу квартир, если у него нет достаточных средств на завершение объекта (в том числе если не возведен каркас ЖК). Также должна быть гарантия ФГЖС (фонд гарантирования жилищного строительства). У застройщика должна быть банковская гарантия, здесь также смотрится состояние самой компании. На официальных аккаунтах акимата и в СМИ мы на постоянной основе публикуем списки недобросовестных застройщиков, – сказал Алтай Кульгинов.
Аким города также рассказал, как выглядели долгострои, строительство которых завершено: где-то был вырыт только котлован, где-то поднят каркас дома, который был признан аварийным, не было финансового аудита, проектно-сметной документации, были факты двойных-тройных продаж. Тем не менее по оставшимся долгостроям есть пошаговый план мероприятий.

Школы
В Нур-Султане в 2022 году будет создано еще свыше 20 тысяч ученических мест. Будет построено еще 11 школ. Кроме того, за три года в столице было построено 34 школы. Строительство учебных заведений ведется во всех районах города.

– С учетом ежегодного роста населения растет спрос на социальные объекты, в том числе учебные заведения. Для того чтобы планомерно обеспечивать ученическими местами и снимать нагрузку на существующие, необходимо ежегодно строить не менее 10 школ. За три года построили и ввели в эксплуатацию 34 школы. Данные учебные заведения позволили создать 70 тысяч ученических мест. Учебные заведения строим во всех районах города. К примеру, только за два года в густонаселенном районе «Есиль» построено 12 школ, в районе «Алматы» – 7, в районе «Байқоңыр» – 4, в районе «Сарыарқа» – 2. В текущем году в городе построим еще 11 школ. Данные учебные заведения дополнительно позволят создать свыше 20 тысяч ученических мест, – сказал аким столицы Алтай Кульгинов.

К примеру, особенностью школы № 65 (район «Сарыарқа») является то, что здесь инклюзивное обучение – обучаются дети с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата. Всего же здесь обучается свыше 3 тысяч учащихся, что уже превышает мощность учебного заведения. Для того чтобы увеличить мощность школы, рядом строится новый корпус. Он позволит создать еще 1200 ученических мест (в две смены).
Также приступили к строительству нового корпуса на территории школы-лицея № 59 (ул. Сауран). Всего в текущем году будет создано еще свыше 20 тысяч ученических мест.

Жилые массивы и общественные пространства
По жилым массивам принят отдельный раздел в комплексном плане развития столицы. Свыше 200 улиц отремонтировано, обустроено 40 общественных пространств, свыше 300 дворовых площадок. В столице ведутся масштабные работы по созданию общественных пространств и кардинальному преображению дворов. В текущем месяце построен амфитеатр в районе Дворца мира и согласия, еще один пешеходный променад на правобережье города, порядка 100 дворов и общественных пространств. Все они стали визитными карточками столицы – точками притяжения для горожан и гостей города.

– Как вы знаете, мы приняли мастер-план «Нур-Султан – комфортный город». В текущем году будет создано еще свыше 200 общественных пространств и дворов. Ранее благоустроили порядка 500 локаций, которые стали магнитами притяжения. К примеру, на правом берегу мы соединили между собой первый пешеходный променад, центральный парк, городскую площадь с фонтанами, бульвар «Театральный» (от Дворца «Жастар» до Музыкального театра юного зрителя), набережную. Открыли амфитеатр возле Дворца мира и согласия, по ул. Бараева благоустроили еще один пешеходный променад, открыли колизей уличного спорта, благоустроили подмостовые пространства. Все они стали магнитами притяжения – визитными карточками столицы как для горожан, так и для гостей города, – сказал Алтай Кульгинов.

После емкого доклада аким столицы в прямом эфире ответил на многочисленные вопросы представителей СМИ.

Платные парковки
Эта тема вызывает очень много недовольств в социальных сетях. Люди жалуются, что платные парковки устанавливаются бесконтрольно, даже во дворах, перед зданиями госорганов. К примеру, возле цветочного сада возле Минфина и ЕНПФ, хотя это не туристическая зона. В итоге припарковаться бесплатно стало практически невозможно. Люди поверх налогов платят дополнительно за элементарную стоянку. И, второе, это голубые разметки, их не всегда видно, из-за чего автовладельцам приходят крупные штрафы. Сами штрафы тоже вызывают вопросы, потому что суммы неоправданно высокие. Астанчане просят пересмотреть ценовую политику в отношении оплаты за парковку и систему штрафов.

– Платные парковки – новый проект для города. В международной практике существует такое, что платные парковки дисциплинируют хаотичное транспортное движение в мегаполисе. Этот проект хорошо себя зарекомендовал по проспекту Мәңгілік Ел, у Дома министерств. В свое время здесь было много машин и жалоб, что негде оставить автомобиль, – пояснил аким. – Контракт по платным парковкам подписан в 2018 году, как государственно-частное партнерство. Мы его пересмотрели. Вы помните, что мы даже судились, учитывая поступающие жалобы от жителей. Мы были категорически против, когда платные парковки стали устанавливать возле социального жилья. Учитывая, что проект новый, мы готовы работать дальше над его совершенствованием. Для нас главное, чтобы был не только порядок, но и чтобы проект не ущемлял интересы жителей. Готовы рассмотреть все жалобы.

Экспертиза LRT
Одним из самых задаваемых на встрече, как и предполагалось, стал вопрос о продолжении проекта строительства LRT. Горожан интересует, выдержат ли суровый столичный климат, лютые морозы и снегопады на трассе рельсы и вагоны LRT и, самое главное, не опасны ли для эксплуатации инженерные конструкции, длительное время простоявшие без использования.

– Инженерные конструкции прошли экспертизу. Учитывается все, в том числе и нагрузка на опоры и климат. В пример могу привести погодно-климатические условия в Канаде, куда выезжали наши специалисты. Там тоже есть легкорельсовый транспорт, – отметил глава города. – Вопрос задавался также специалистам консорциума – нашим партнерам, с которыми подписан контракт. Теперь перед нами стоит задача, чтобы все это учитывалось и качественно застроилось, потому что это серьезный инженерный транспортный проект. Что касается бетонных опор, то они очень качественные. Каждая из них весит примерно 200-220 тонн. Они не армированные, железобетонные, марка бетона очень высокая. На стадии экспертизы они прошли многократный контроль. Самое главное – достроить проект.

Старый стадион
Накануне антикоррупционная служба объявила о признании стадиона имени К. Мунайтпасова аварийным. Какая судьба ждет стадион, спросили у акима.

– В 2020 году там был капитальный ремонт. Мы объявили конкурс на строительно-монтажные работы и даже определили подрядчика. В реализации данного проекта, как только подрядчик начал свою работу, выяснилось, что некоторые конструкции не выдерживают нагрузки и могут в перспективе создать риск для жизни людей. Поэтому с учетом этого мы обратились к экспертам и получили компетентные экспертные заключения. Это необходимо для того, чтобы признать объект аварийным. Такое заключение у нас имеется. Но с учетом новых обстоятельств, думаю, мы перепроверим эту информацию. Этот стадион нужен. Именно в том районе, на правом берегу. Поэтому там надо построить новый объект. Тот же стадион, который будет служить на благо наших жителей, – рассказал Алтай Кульгинов. – Что касается спорткомплекса «Казахстан», он на самом деле был признан аварийным и сейчас демонтирован. В Алматинском районе тоже нужен спортивный объект, его мы реализуем по государственно-частному партнерству. Эти два объекта очень важны.

Комфорт для всех
В столице должны быть созданы условия и для маломобильных групп – людей с ограниченными возможностями. Ежегодно, согласно плану, от 200 до 250 объектов приводятся в соответствие – устанавливаются пандусы, демонтируются барьеры и бордюры. Сейчас при строительстве домов государственная экспертиза не пропускает объекты, не соответствующие нормам для безбарьерной среды.
Буквально на днях мы открыли общественное пространство по улице Бараева. Ранее там было выявлено очень много нарушений. Сейчас созданы максимально доступные условия для безбарьерной среды, а также для пешеходов и жителей прилегающих домов.

Если говорить об условиях в общественном транспорте, то 77% автобусов оборудованы специальными пандусами для маломобильных людей на колясках. Работа проводится регулярно. Есть еще много объектов, которые нужно привести в соответствие.

В этом плане для особенных детей в городе открываются новые реабилитационные центры, отметил глава города. За эти годы появилось 10 таких центров, но, к сожалению, и этого уже недостаточно. Проводится совместная работа с инвесторами по строительству центра для лечения детей с диагнозами аутизм, ДЦП и другими.

Родители также просят открыть центр иппотерапии для детей с диагнозом ДЦП.

Мусор в городе
Частые звонки жителей в службу iKomek свидетельствуют о том, что город после зимы сильно загрязнен пластиковым мусором. С мая в городском парке река в плохом состоянии, грязная. Что мешает своевременно следить за порядком?

– Проблему чистоты города можно всегда сбросить на муниципальные службы, которые отвечают за уборку, мол, грязно, потому что качество уборки на ненадлежащем уровне. Но все забывают про золотое правило: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят, – считает аким столицы. – Безответственное отношение некоторых людей к правилам утилизации мусора приводит к плачевному результату, который мы с вами каждый раз наблюдаем. К сожалению, тема актуальная, которую решать нужно не только на уровне городских властей, но и спрашивать с себя. Чистоту нужно соблюдать вместе. Город растет, после зимы около 2,5 месяца мы тратим на очистку его от мусора. Также, к примеру, во дворах я регулярно встречаюсь с жителями столицы в рамках работы по благоустройству территорий. Часто слышу от них: «Нам так хорошо обустроили двор, спасибо, но посмотрите, сколько тут мусора!» На что я всегда отвечаю, что все условия мы создаем для наших жителей, а поддерживать созданный уют необходимо им самим, так как они являются хозяевами этих территорий. Я прошу от жителей солидарности в этом плане, все же наш город – наш дом.

Молодежная жилищная программа
Не менее важный вопрос – трудоустройство и проблема жилья для молодых.

– В данной программе несколько критериев, – отметил градоначальник. – Говоря о проблемах молодежи, отмечу, что нас волнуют вопросы их трудоустройства, жилья и творческого, интеллектуального развития и досуга. В этой связи все эти критерии предусмотрены в программе «Елорда жастары», к реализации которой мы уже приступили. Выделены средства и подписано соглашение с Отбасы банком для софинансирования доступного жилья молодым людям по низкой процентной ставке. Рад сообщить, что первые 200 квартир по данной программе мы уже выдаем. Также не забываем о вопросе трудоустройства молодых кадров по действующим государственным программам. В целом это полезная программа, которая по мере необходимости будет совершенствоваться.

Новый район
В заключение на встрече прозвучал интересный вопрос: «Население столицы растет очень быстро и уже превысило планы 2030 года. Как вы считаете, не пора ли ограничить иммиграцию в столицу?»

– С каждым годом население растет. К примеру, Есильский район придется в ближайшее время разделить на два, поскольку именно здесь количество населения с каждым годом растет. За предыдущие три года официально было зарегистрировано свыше 100000 человек. При создании, если не ошибаюсь, в районе проживало 68000 жителей. Сейчас население – порядка 350000 человек. Если такая динамика сохранится, то в одном только Есильском районе будет проживать полмиллиона. Поэтому придется его делить на два для удобного администрирования. Когда количество населения растет, это колоссальная нагрузка на социальную инфраструктуру. Нужны школы, инженерная инфраструктура, тепло, электричество. Сейчас мы проектируем, сколько инженерных подстанций нужно строить. Это тоже деньги. Все это нужно содержать и отразится на качестве жизни в перспективе. По мере увеличения количества жителей Есильский район будет поделен на два.

Подготовили Наиля АБДУХАЛИКОВА, Екатерина ТЫЩЕНКО, Шынар ХАМИТОВА, Карина КУЩАНОВА,
Айгуль АЛЬЖАКСИНА, Шолпан АКБАЛАЕВА

Статьи по Теме

Back to top button