
Строить объекты в Астане теперь будут строго по разработанному градостроительному регламенту. Это значит, что освещение, фасады, окна, да и сами здания должны соответствовать определенным стандартам. При проектировании нужно учитывать плотность населения, высотность рядом стоящих зданий и озеленение. На днях новый документ презентовали депутатам городского маслихата в ТОО «НИПИ «Астанагенплан».
Новый градостроительный регламент разработан по поручению городского Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений еще в феврале. Теперь сотрудники проектного института приступили ко второму этапу. То есть они намерены внести дополнения, которые позволят не только строго задавать параметры планируемых объектов и регулировать плотность застройки в столице, но и на электронной карте города предлагать примерный проект здания, который подходит для того или иного земельного участка. Вскоре, после утверждения его на сессии городского маслихата, разработанный документ появится в открытом доступе на официальном ресурсе НИПИ «Астанагенплан» и управления.
Необходимо отметить, что все процедуры согласования с уполномоченными органами он уже прошел, одобрен и утвержден. Журналистам газеты «Вечерняя Астана» удалось в числе первых увидеть разработанный регламент, а также узнать, какие преимущества это даст городу.
Каждому району – свой дизайн
Как уточнил главный архитектор НИПИ «Астанагенплан» Арсений ПИРОЖКОВ, каждый город имеет свой регламент, в том числе Алматы недавно запустил свой. Однако разработанный в Астане градостроительный документ получился уникальным. На основе международного опыта в него включили самые важные и необходимые параметры, взятые у России и США. Но прежде была проделана огромная исследовательская работа. На карту города нанесены все 129 секторов, в разрезе четырех районов. Далее сектора поделены на зоны, участки, кварталы и так далее. Теперь для каждого из секторов имеются свои градостроительные нормы.
– На карте города отразятся четыре района, при увеличении масштаба карты выделим 129 секторов, затем при щелчке на сектор выложим информацию о плотности застройки и какими элементами он обеспечен. Также здесь пропишем все ограничения, разрешения и прочие нормы, – подчеркнул он.
Где можно и нельзя строить
Сам регламент разделен на три блока: «Регламентирование параметров планировки и застройки», куда включены высотность и этажность зданий, отступы от красных линий и линий застройки, «Регулирование плотности застройки», который предполагает максимально допустимую плотность территории, и «Нормирование обеспеченности застройки», включающий в себя долю озеленения, благоустройства и количество парковочных мест.
В документе прописаны градостроительные ограничения. Сюда намерены включить параметры использования территории и определения видов разрешенной деятельности зонирования.
– Например, в пункте «Параметры использования территории» говорится о допустимой высоте застройки на том или ином участке, его необходимой плотности, а также о том, сколько предусмотрено для этой высоты и плотности зеленых насаждений, – пояснил архитектор. – Что касается градостроительных ограничений, то в городе имеются ограничения от санитарно-защитной зоны, промышленных объектов, зоны отчуждения инженерных сетей, шумовой дискомфорт и ландшафтные ограничения.
Речь идет о правилах использования участков, расположенных вдоль водоохранных зон и полос. Например, как выяснилось, вдоль реки Есиль водоохранная полоса составляет 20-25 метров, а водоохранная зона – 300-500 метров. Шумовой комфорт – это зона аэропорта, внутри которой запрещено строить жилые и коммерческие объекты. К санитарно-защитной зоне относятся кладбище и другие места захоронений. Так, согласно новому СНиПу, внутри 300-метровой зоны от кладбища теперь нельзя строить ничего, кроме объектов, обслуживающих кладбище.
В документе также указана санитарно-защитная зона от промышленных объектов и АЗС, которые подробно нанесены на карту, крупные инженерные сети, чтобы потенциальный инвестор мог знать, где будут проходить основные жизнеобеспечивающие ресурсы к его предприятию. До этого этих параметров не было ни в одном регламенте, а максимальное расстояние от АЗС и строящегося объекта составляло не более 50 метров. Именно поэтому в Астане есть школы и жилые здания, которые практически вплотную стоят к автозаправкам. В качестве примера взяли 54 и 84 школы. Сегодня этот параметр увеличили до 100 метров.
Памятники архитектуры, заболоченные территории и карьеры относятся к ландшафтным ограничениям, где также запрещено строительство.
Продуманный стиль
– Астана поделена на четыре основные зоны: жилая, социальная, коммерческая и иная. Каждый объект обозначится в своей зоне. Специально для этого наш институт разработал карту плотности города, в которой указаны наиболее густонаселенные районы. В каждом из секторов внесем определенные параметры равномерного распределения зелени, транспортной обеспеченности и доступа к социальным объектам. В дальнейшем это все отразится в регламенте, – уточнил Арсений Пирожков.
Проектировщики пообещали, что в дополнительных функциях, над которыми они сегодня работают, предусмотрены такие параметры, как «дизайн-код».
– Сегодня появилась такая необходимость, чтобы здания не «плясали», а вязались в одну концепцию, в зависимости от параметров ширины улицы можно было сформировать комфортный межквартальный коридор. Здесь прописаны также нормы оформления зданий и фасадов, благоустройство территории и освещение, которое должно подчеркивать силуэты зданий, – отметил Арсений Пирожков.
В планах проектировщиков сделать так, чтобы разработанный ими документ позволил в первую очередь повысить эффективность землепользования, тогда строительство в городе станет функциональным. В столице перестанут возводить здания на свой вкус и цвет, каждый район, квартал и сектор станут дизайнерски продуманными и комфортными для жизни.
Юлия МЕНДЕЦКАЯ