НовостиОбщество

Карьера будущего

В своем выступлении на прошлогоднем Астанинском экономическом форуме Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ назвал мобильный и креативный человеческий капитал ключевым аспектом успеха любой экономики. Это утверждение приобрело особую актуальность в условиях пандемии коронавируса, так как во всех странах мира произошли резкие изменения на рынках труда. Это требует соответствующей адаптивности человеческих ресурсов.

Бюро непрерывного профессионального развития Международного финансового центра «Астана» на днях организовало специальный онлайн-тренинг. Вебинар «Как стать востребованным на рынке труда в изменяющихся условиях» провела управляющий партнер платформы по подбору кадров Talantiz, консультант в области организационного развития и управления человеческими ресурсами Дана ДЖАКУПОВА.

Участники вебинара обсудили, какие профессии будут актуальны в Казахстане, какими навыками надо обладать, чтобы завтра не остаться за бортом, а также вопросы цифровизации личного бренда.

Вакансии в условиях ЧП

Ведущая вебинара отметила, что из-за угрозы коронавируса в стране произошел резкий переход на онлайн-формат работы. Часть предприятий вов­се вынуждена приостановить деятельность на неопределенный срок.

Дана Джакупова перечислила направления занятости, которые востребованы в Казахстане в условиях карантина и ЧП. Это:
1. Розничная реализация продуктов питания и товаров первой необходимости. Здесь требуются продавцы, кассиры, кладовщики.
2. Внутренняя логистика: доставка товаров, грузов. Повысился спрос на водителей, курьеров, работников складских помещений.
3. Колл-центры, техподдержка различных онлайн-ресурсов. Так как все больше услуг перешло на удаленный формат, необходимы сотрудники колл-центров, которые бы консультировали потребителей по всем возникающим вопросам, а также специалис­ты техподдержки, которые будут оперативно реагировать на возможные неполадки в работе сайтов и приложений.

4. Здравоохранение, фармация. Увеличение количества инфицированных серьезно сказалось на медицине, сфере поставок лекарств. Требуются медсестры, врачи, фармацевты.

5. Информационные технологии. Именно IT позволяют работать и получать услуги дистанционно. Так как резко вырос спрос на IT-продукты, работодатели охотно нанимают системных администраторов, специалистов по информационной безопасности, разработчиков различных мобильных приложений, чтобы максимально цифровизировать свои бизнес-процессы.

6. Маркетинг, коммуникации. Чтобы товар лучше продавался, о нем нужно рассказывать потребителям посредством Интернета. Есть спрос на специалистов по контенту, продвижению товаров и услуг во Всемирной паутине в целом и социальных сетях в частности. Также работодателям необходимы специалисты по внутренним коммуникациям, задача которых в этих непростых условиях наладить эффективное взаимодействие между членами команды.

7. Клининговые услуги. В связи с эпидемией ужесточены меры санитарной безопасности. Нужно больше персонала, чтобы предприятия чаще проводили уборку.

8. Образование. Все образовательные услуги сейчас предоставляются в дистанционном виде. Нужно как можно больше преподавателей, учителей, чтобы удовлетворить спрос рынка.

По мнению Даны Джакуповой, в так называемый период пост-COVID на рынке труда Казахстана будут востребованы:
1. IT-разработчики, разработчики приложений, специалис­ты по прототипированию.
2. Дизайнеры, UI/UX-дизайнеры, 3D-дизайнеры.
3. Статистики, аналитики, а также аналитики по большим массивам данных.
4. Специалисты по альтернативным источникам энергии.
5. Специалисты по информационной безопасности.
6. Специалисты по контенту, SMM, SEO, по внутренним коммуникациям.
7. Биотехнологи, биоинженеры, разработчики IT для сферы медицины, нутрициологи, фармацевты.
8. Специалисты по поведенческой психологии, по продажам.

Обратного пути нет

Дана Джакупова считает, что нынешний карантин привнесет на рынок труда долгосрочные изменения. Несмотря на то что после завершения режима ЧП люди вернутся в офисы, они будут четко понимать преимущества работы онлайн. Поэтому этот тренд дальше будет только нарастать.

Прогнозы по востребованным профессиям основываются на таких трендах, как дальнейшая глобализация, повышение мобильности кадровых ресурсов, автоматизации бизнес-процессов, цифровизации, развитие искусственного интеллекта, VR-технологий, Интернета вещей. Кроме того, на формирование списка наиболее востребованных профессий повлияет увеличение доли миллениалов (поколение людей, родившихся с 1979 по 2004 год, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся, прежде всего, глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. – Ред.) на рынке труда до 75% к 2025 году, а также новые паттерны социального поведения.

Навыки для успешной работы

Во время вебинара Дана Джакупова акцентировала внимание на навыках, которые казахстанцам стоит вырабатывать в себе, чтобы быть успешными на современном рынке труда. В качестве дополнения к высокой квалификации необходимы:

1. Гибкость и открытость к изменениям.

– Например, в нынешних условиях многие теряют работу. Но в то же время есть другие вакансии. Здесь как раз понадобится умение быть гибким, принимать новое, даже если оно вам не очень понятно. Также сейчас проявляется умение быстро адаптироваться к новому формату работы в онлайн-режиме, на аутсорсинге, – комментирует эксперт.

2. Умение взаимодействовать в онлайн. Переход на дистанционную форму работы требует от человека развития в себе новых эффективных навыков сотрудничества с командой в удаленном режиме.

3. Навыки коммуникаций. Они необходимы для продуктивного взаимодействия и в команде, и с клиентами.

4. Цифровая грамотность. Современный удаленный формат работы, в какой сфере бы вы ни трудились, требует умения использовать различные приложения, онлайн-ресурсы.

5. Организованность. Умение фокусироваться на работе, несмотря на большое количество отвлекающих факторов, является важнейшим навыком при удаленной работе.

Цифровой бренд

В ходе вебинара Дана Джакупова также остановилась на такой интересной теме, как цифровизация личного бренда.

По ее словам, в условиях, когда работодатели ищут необходимые кадры на онлайн-ресурсах, соискателям стоит позаботиться о создании привлекательного цифрового резюме на популярных сайтах вакансий.

– Необходимо размещать на специализированных ресурсах не только свое резюме, но и видеоприветствие с кратким рассказом о своих ключевых навыках.

Видеовизитки очень привлекательны, они позволяют произвести необходимое впечатление на рекрутера, работодателя. Когда у вас есть видеоприветствие, то шансы, что рекрутеры изучат ваше резюме, гораздо выше, нежели если оно отсутствует, – заключила Дана Джакупова.

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть