Казахские ковры: традиции и символика в искусстве
Казахские ковры – это не просто аксессуары для дома, а дань культурной традиции, передающей из поколения в поколение богатую историю народа. В Астане открылась выставка She Rug, позволяющая познакомить посетителей с древним искусством и современными мотивами национального ковроткачества. Основательница и креативный директор Shyraq Studio Сандугаш БЕЙСЕНБЕКОВА поделилась историями, которые связывают прошлое и настоящее через искусство и мастерство.
По словам организатора, название выставки She rug – это игра слов: в слове Shyraq, означающем свет во тьме, заключена суть, которая стремится осветить нерассказанные истории казахских степей посредством ковров и современных гобеленов. Тканые шедевры служат не просто артефактами. Это живое повествование, проливающее свет на богатое культурное наследие народа, который, хоть и не оставил после себя величественных соборов или крепостей, наделил свои ковры символами и посланиями, говорящими о стойкости и мужестве, свободе и просвещении.
В замысловатых узорах каждого ковра можно отследить происхождение кочевого духа, который ценил мобильность и нематериальные, но глубокие маркеры идентичности выше монументальной архитектуры.
На выставке представлено более 50 экспонатов, включая ковры известных коллекционеров, таких как Сержан БАШИРОВ, Алибай БАПАНОВ и Бауыржан ДОСЖАНОВ – яркие представители казахского авангарда, открывающие новые грани традиционного искусства, Кундыз ЖИЛЫБАЕВА и Наталья БАЖЕНОВА – мастера, передающие свою чувствительность через текстильные работы. А инсталляция «Нити стойкости» трогательно отражает секреты создания гобелена.
Выставка состоит из трех частей – память, идентификация и женская душа. Как призналась автор Сандугаш Бейсенбекова, для нее это дебютный проект, к которому она отнеслась с особым трепетом и душой.
– Компания She rug была основана в 2023 году, и у нас есть две основные миссии. Первая – это возрождение казахского ковроткачества. Весь мир знает об иранских, афганских и туркменских коврах, но казахские, к сожалению, остаются малоизвестными и не имеют международной классификации. Даже в казахских домах их встретишь редко, за исключением национальных ресторанов. Мне бы хотелось, чтобы ковроткачество возрождалось, так как это часть нашего культурного наследия. Вторая миссия связана с поддержкой сельских женщин. Я родом из аула, мои бабушка и дедушка были чабанами. Многие казахстанцы из городов имеют корни в сельской местности, и мне важно дать сельским женщинам возможность реализовать себя и получить финансовую независимость. Наш проект позволит им заниматься традиционным ковроткачеством, что помогает сохранить искусство и передать молодому поколению, – говорит организатор.
Как признается спикер, поиск мастериц – дело непростое, однако ей удалось найти 14 ткачих из Туркестанской области, которые сейчас работают в ее компании.
Ковер всегда был многогранным предметом у казахов: он не только украшает и согревает, но и служит культовым объектом. Например, репродукция пазырыкского ковра, сшитая Мереке Алдаршой из Туркестана, рассказывает об истории сакской цивилизации. Как известно, пазырыкский ковер найден в могиле сакского вождя, он датируется V веком до нашей эры, найден в 1949 году в Республике Алтай при раскопках Пазырыкского кургана. На сегодняшний день оригинал хранится в Эрмитаже, в Санк-Петербурге.
Ковер в жизни кочевников сопровождал все основные жизненные этапы: его дарили ребенку при рождении, отправляли в качестве дара с девушкой, выходящей замуж, и использовали в ритуалах прощания с усопшими. Именно поэтому его роль выходит далеко за рамки просто декора.
Так, к примеру, ковер Arabi из коллекции Сержана Баширова – это не просто предмет интерьера, а истинное произведение искусства с ритуальным значением. Он олицетворяет идентичность своего владельца и его родословную. Казахские ковры, как правило, отличаются минимализмом – всего 2-3 основных элемента, которые рассказывают историю и передают наследие. В средние века, войдя в юрту, гость мог узнать о хозяевах, лишь взглянув на ковровый шедевр.
– Ковроткачество в Казахстане имеет многовековую историю, – продолжает собеседница. – С IX века, когда ислам вошел в Казахстан, заметно культурное влияние арабской вязи и исламского образа жизни. Ковер стал символом нового образа жизни, олицетворяя не только религиозные, но и культурные перемены. У арабов ковер служит частью приданого, а у казахов, когда в семье появляется девочка, с шестилетнего возраста начинали ткать ковер – для будущей жизни. Один из них – напольная алаша, а другой – настенная, которая выступает в роли паспорта девочки, защищая ее честь и достоинство, когда она покинет родной дом. Орнаменты на ковре – это целая вселенная символов. Шаян – самец птицы и ормекшы – самка птицы представляют собой неразрывную связь с природой. Свобода, являющаяся главной ценностью казахского народа, находит свое выражение в величественной птице беркут, которая олицетворяет силу и мужество. Ковер также может выполнять функцию оберега, известного как «алабас», защищая своего владельца от невзгод и злых духов. Каждый элемент ковра – это не просто декор, а живая история, передающая дух и традиции казахского народа. Внимание в первую очередь привлекает орнамент, называемый «кошкармуйиз», который изображает бараньи рога. Для кочевника-степняка этот символ олицетворяет богатство и достаток, ведь скот был основным источником благосостояния. Если на ковре присутствуют такие элементы, значит, он принадлежал знатному человеку.
Существовали ковры, относящиеся к различным племенам, например, конырат, адай, керей, аргын и найман. Южные регионы Казахстана, такие как Туркестан, Кызыл-
орда, развивали искусство ковроткачества, в отличие от восточных областей, где зимой шесть месяцев снега и сделать ковер за один сезон невозможно.
На выставке также есть инсталляция, которая включает два компонента – ковер-жайнамаз и фигуры, символизирующие женский труд. Ковры-жайнамаз, созданные мастерицами из Туркестанской области, несмотря на общие лекала, неповторимы.
– Эту инсталляцию мы посвящаем одной из наших мастериц – Акнур. С детства она проявляла интерес к творчеству – любила рисовать и шить. Однако ее бабушка со стороны матери всегда была против этого, она ругала 10-летнюю Акнур, запрещала ей заниматься творчеством и даже выбросила из дома все ковры, словно наложив запрет. Но, несмотря на это, девочка продолжала идти к своей мечте: окончила колледж в Туркестане, затем училась в Корее и Китае. Когда Акнур исполнилось 15, в ее жизни произошла трагедия. Папа скончался, а мама из-за врачебной ошибки осталась инвалидом – почки отказали, и с тех пор она была на гемодиализе. Акнур, как старшая из пятерых детей, с 18 лет взяла на себя ответственность за семью: училась днем, а ночами работала, часто ткала под именем других мастериц, чтобы обеспечить маму необходимым лечением. Никто не знал, как тяжело ей приходилось.
Однажды в два часа ночи бабушка пришла к Акнур в слезах, просила у нее прощения и рассказала свою историю. В 1930-е годы, во время голодомора, ее отец Мухаммед спасал своих девятерых детей, но на границе Афганистана его остановили и заставили сделать сложный выбор – оставить ковры или одну из дочерей. Чтобы обеспечить шансы на выживание остальным, он оставил младшую, семилетнюю девочку. С тех пор бабушка Акнур не могла простить отцу этот выбор, ведь тогда она была старшей и у нее осталась травма, которую она пронесла через всю жизнь.
Каждый день бабушка молилась и пыталась отыскать оставленную сестру, но ей так и не удалось этого сделать, – рассказывает Сандугаш Бейсенбекова.
В зале, посвященном женской душе, есть удивительный гобелен «Легенда о Козы Корпеш и Баян Сулу».
Мастерица ткацкого ремесла Наталья Баженова родом из Самары, этническая казашка, с десяти лет проявляла страсть к искусству.
Ее гобелен рассказывает о вечной любви. Как и все казахские эпосы, его история полна трагизма: Козы Корпеш погибает от кинжала Кодара. Наталья показывает, что любовь – это не просто отношения между мужчиной и женщиной, а сила, которая охватывает все. Даже если любимый человек покинет этот мир, его дела и память будут жить, как дань уважения и доказательство бесконечной связи.
Алина ИМАМБАЕВА Фото Василия Крась