КультураНовости

Казахские сокровища в Поднебесной

В Исторический музей города Сиань провинции Шэньси прибыла уникальная выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства». Она презентована в рамках международного проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира».

На других посмотреть, себя показать

Казахстанская экспозиция, которая знакомит зарубежную аудиторию с культурой и искусством евразийских кочевников, уже посетила Минск, Москву и Баку. До конца года она побывает в Польше и Южной Корее. По обещанию организаторов, маршрут проекта до 2020 года пройдет по странам СНГ, Азии, Европы и Америки.
12 июля «Золотой человек» прибыл в Китай, а с ним и подлинные раритеты из бесценной сокровищницы Национального музея нашей страны.

«Алтын адам»

Понятие «Золотой человек» в исторической науке появилось благодаря выдающемуся ученому-археологу, одному из основоположников казахстанской археологии Кемалю АКИШЕВУ. Именно он исследовал знаменитый Иссыкский курган на юге Казахстана, в котором обнаружен первый «Золотой человек» – сакский воин в полном облачении из золота. Бесценная находка была признана открытием века и получила условное название «Алтын адам».

В общей сложности в кургане было найдено 4800 золотых изделий, декорировавших одежду воина.
После фараона Тутанхамона это наибольшее количество золотых предметов, когда-либо найденных в гробницах. Топография предметов в захоронении – парадные доспехи погребенного воина, остатки железного меча и кинжала – позволила ученым-исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик сакского воина.

«Саки» в переводе с персидского означает «могучие мужи». В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами, в других древних источниках их образно описывали «турами с быстрыми конями». В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда, «острошапочники», жившие на территории, где и был обнаружен курган Иссык с захоронением «Золотого человека».

Чаша с руническим письмом

Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, что также убедительно доказывает достаточно высокий уровень развития государственного устройства, не уступающего уровню развития других народов тех времен.
Важной особенностью древнего искусства степи являлось господство зооморфных образов. Драматизм многих сюжетов трактуется как борьба добра и зла, светлого и темного начал, как возрождение к новой жизни. Ярким образцом такого противостояния можно отметить представленную на выставке бляху в виде двух зеркально отраженных барсов, выполненную из золота в технике штамповки и рифления в V-IV веках до нашей эры.

Наряд сарматской женщины

В экспозиции среди прочих сокровищ представлена реконструкция одеяния сарматской знатной женщины (конец VI – середина V века до н.э.), найденного в результате проведенных исследовательских работ археологическим отрядом Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии.
В Теректинском районе ЗКО недалеко от станции Таксай в кургане высотой более одного метра ученые обнаружили останки «золотой женщины», около 500 фрагментов различных золотых украшений, а также конскую узду, бытовые предметы, украшения и вещи, которые, согласно поверьям, были необходимы в загробной жизни. Одна из уникальных находок – гребень с изображением батальной сцены того периода между саками и персами.
Все представленные экспонаты кочующей экспозиции – лишь малая часть золотых предметов из фонда Национального музея Республики Казахстан – творений безымянных мастеров прошлого.

Чапан Абылай хана

В Поднебесной экспонируется и оригинал чапана Абылай хана. В Национальном музее он хранится в одном из самых крупных залов – Зале истории. Он отражает формирование и развитие Казахского ханства, рассказывает об институте батыров и биев, о ритуале объявления ханом.
Кроме сокровенного чапана, за стеклом можно увидеть позолоченный шлем казахских батыров и доставленное из Туркестана навершие знамени эпохи казахских ханов.

Серебряный перезвон

В списке экспонируемой коллекции есть уникальные произведения ювелирного искусства, датируемые началом XV века и обнаруженные в городище Сайрам в южном Казахстане. А также находки из кургана Талды-II в Центральном Казахстане (середина – вторая половина VII века до н.э.).
Среди экспонатов представлены истинные серебряные украшения, которые стоят сегодня наравне с дорогими картинами. В былые времена их носили и дарили не просто так, а по особым случаям, со смыслом, отмечают ученые.

К примеру, ритуальное кольцо-перс-тень свахи преподносила мать невесты матери жениха через год после свадьбы в честь воссоединения двух семей. Накосные подвески надевали к свадебному саукеле. Массивное нагрудное ожерелье өніржиек в основном носили замужние женщины, кормящие грудью, чтобы не навлечь на себя сглаз.

Старая домбра

Среди раритетов выставки старая домбра, принадлежавшая народному акыну Кенену АЗЕРБАЕВУ, ученику Жамбыла ЖАБАЕВА.
Кенен, как и учитель, прожил почти век. С 11 лет он сочинял стихи и в сопровождении домбры исполнял их. Многие его песни ушли в народ – «Бозторғай», «Бұлбұл», «Қайран елім». В его наследии около 150 музыкально-поэтических произведений, терме, толгау, поэм, воспевающих жизнь. Он знал наизусть и исполнял эпос «Қобыланды батыр», отрывки из кыргызского эпоса «Манас».
Фольклорное наследие акына, записанное со слов Кенена Азербаева, хранится в рукописном центре Института литературы и искусства Академии наук Казахстана. А старая домбра – в Национальном музее страны.

Метки

Похожие статьи

Закрыть