Культура

Казахский Дон Жуан

Впервые на сцене «Астана Опера» представлена опера «Дон Жуан», — величайшее творение гения Вольфганга Амадея Моцарта, которое шествует по театрам мира 235 лет.

Особенность премьеры в том, что все роли в спектакле исполняют слушатели Международной оперной академии Astana Opera. Этот дебют станет экзаменом первого года обучения начинающих исполнителей.
Для постановки спектакля были привлечены зарубежные и отечественные мэтры оперной сцены, с которыми «Астана Опера» сотрудничает не один год. Дирижером постановки выступил итальянский маэстро Джузеппе Акуавива, арт-менеджером Руслан Баймурзин. Режиссер-постановщик — Алла Симонишвили, воплотившая вместе с художником-консультантом Мананой Гуниа на сцене театра оперу-фарс Джоаккино Россини «Шелковая лестница», «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти и «Тайный брак» Доменико Чимарозы. Главный хормейстер — Ержан Даутов.

Главный герой, исполнивший партию Дон Жуана, Расул ЖАРМАГАМБЕТОВ на пресс-подходе отметил:

— Мы покажем результат той работы, которая была проделана на протяжении нескольких месяцев. Это не первая моя роль — несколько раз исполнял главные партии различных композиторов, в том числе и наших казахстанских. Но я в первый раз буду исполнять партию, написанную Моцартом. Стоит отметить, что к любой партии вне зависимости от того, главная ли она или второстепенная, отношусь серьезно. Не скажу, что она сложная, хотя и встречались сложности в подаче образа и в музыкальном плане. Вживаться в роль помогала наш режиссер Алла Симонишвили. Она очень грамотный человек и чуткий режиссер. Ну и конечно стоит выделить моего педагога, у которого я в академии обучаюсь — это Франческо МЕДДА. Он помог не только вжиться в роль, но и понять суть Дон Жуана, потому что он сказал, твой Дон Жуан должен отличаться от других исполнителей мировых звезд. Он должен отличаться в первую очередь индивидуальностью, то есть это должен быть Дон Жуан только Расула Жармагамбетова. В первую очередь я вдохновился, прочитав либретто этой оперы, оттуда я взял основу образа, потом уже я накладывал что-то свое. Конечно, в любом мужчине есть коварство, любовь к женщине, и она абсолютно разная. Моцарт один из моих любимых композиторов. Я не понаслышке знаю его творчество, потому что у нас в академии «Астана Опера» знакомят с биографией композиторов. Поэтому мы очень начитанные и многое знаем. Венская классика — это бессмертная классика, музыка которая будет жить века.

На вопрос, чем отличается ваш Дон Жуан от всех остальных, исполнитель улыбнулся:

— Интеллигентностью. Это качество, которое я привнес от себя. За небольшой срок посмотрел 23 разных постановки оперы, чтобы точно передать образ главного героя. Уникальность именно нашей постановки в том, что у нас очень молодые голоса. А как вы знаете, в молодом возрасте голос намного невиннее и намного чище духовно.

Сам автор называл свое произведение «веселой драмой», подчеркивая его трагизм и глубину переживаний героев. В то же время оперу сложно отнести к какому-то определенному жанру, так как в ней органично сплетены лирическая комедия, трагедия и психологическая драма.

— Моцарт в своем коротком продуктивном творчестве охватил колоссальное количество эстетических периодов: от зрелого барокко, проходя классицизм, вступая в романтический этап эстетики. «Дон Жуан» — одна из опер, созданных в соавторстве с гениальным поэтом Лоренцо да Понте. Она определена в западной литературе как драма, рассказанная веселым языком. Можно сказать, что она повествует смешно о серьезных вещах, — отмечает режиссер-постановщик Алла Симонишвили. — «Дон Жуан» Моцарта, в моем видении это человек, который протестует против фальши своего общества. Он как будто говорит: «Вы такие же как я, но не говорите об этом, а я — не скрываю». Это очень важно, потому что он не просто любитель женщин — это было бы слишком банально и неинтересно. Это человек, который не прогибается ни перед чем и ни перед кем, даже перед смертью. Он социальный протест. Он не борец, он человек, который не хочет быть фальшивым. Смысл его жизни — не женщины, а идти против устоев общества. Дон Жуан объективно должен быть негативным персонажем, но он привлекает к себе, является центром происходящего.

Алла Симонишвили также рассказала о том, с какими трудностями столкнулась творческая команда в ходе постановки спектакля.
— Признаюсь, что иногда возникали сценические сложности. Человеку, который не имеет сценического опыта, сложно соединить эмоцию, движение и пение. Координация многоплановая. Певец — это актер, который поет.

Особенно в этой опере постоянно присутствует накал, интрига и эмоции. Для певца, который привык стоять и петь, очень сложно делать это в движении. Поэтому артисты проделали хорошую работу, — сказала режиссер.

В прошлом году в столице начала свою работу Международная оперная академия «Астана Опера», которой нет аналогов в стране. Основная цель академии — способствовать высокому уровню и профессиональной подготовки молодых певцов не только нашей страны, но и всего евразийского пространства. Но, несмотря на высокий уровень профессионализма, каждый выход на сцену — волнителен. Выход в спектакле, поставленном специально для слушателей Международной оперной академии и при их непосредственном участии, — это важное событие года. Молодые вокалисты долго и тщательно готовились к нему, оттачивая свое мастерство с педагогами, поэтому с нетерпением и волнением ждали встречи со зрителями.

— Пришло время показать, чему же научились ребята. Мы провели выездные концерты. Сегодняшняя премьера — ответственный экзамен для наших слушателей. Опера «Дон Жуан» — сложнейшее произведение мирового репертуара. Эта опера никогда не ставилась у нас. Мы впервые услышим ее в столице. А ведь она с огромным успехом ставится на мировых сценах. Для своих студентов мы выдвинули такие условия, что они были заняты с утра до вечера подготовкой к премьере, — пояснил художественный руководитель Международной оперной академии Тимур УРМАНЧЕЕВ.

И все получилось. После заключительных моцартовских аккордов в зале раздались крики «Браво!».

Фото Александра Куприенко

Статьи по Теме

Back to top button