Общество

Казахский гардероб

Украшением репертуара столичных театров являются национальные спектакли. Восхитительная музыка, талантливые исполнители, прекрасные декорации и, конечно, костюмы, передающие богатство духовной и материальной культуры казахского народа, заставляющие испытывать необычайную гордость.

Некоторые секреты создания убранства национальных опер и балетов в канун главного праздника нашей страны — Наурыз мейрамы раскрыла дизайнер по костюмам театра «Астана Опера» Дарига ТАЙШИКОВА.

— В национальной одежде заключено множество символов и смыслов. Казахский костюм представляет собой целую мировоззренческую систему бытия человека, соединяющую прошлое и настоящее. По традиционной одежде можно понять, из какого рода и региона человек, каким статусом обладает. Поэтому в целях сохранения исторического наследия и канонов и, что не менее важно, для передачи знаний последователям необходимо бережно работать с материально-культурными ценностями, — отмечает дизайнер.

Работа над национальными костюмами для спектаклей начинается с разбора концепции режиссера, которая едина для всей постановки. В таких операх, как «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Биржан — Сара» Мукана Тулебаева, «Кыз-Жибек» Евгения Брусиловского, прослеживается строгое следование историческим канонам, а также применяется метод стилизации, что позволяет не уходить в чрезмерную реконструкцию, как это делается в музейных работах. В других репертуарных спектаклях — «Алпамыс» Е. Рахмадиева, «Калкаман — Мамыр» Б. Кыдырбек исторической достоверности костюмов, как и образов персонажей, не требовалось. Работа над такими спектаклями всегда происходит динамично, активно экспериментируют с текстурой ткани.

По словам дизайнера, специфика создания национальных костюмов для опер отличается возможностью продемонстрировать их многокомпонентность. В то время как в производстве одежды для балета приходится технологически модернизировать, обыгрывать деталями, чтобы костюм не сковывал артистов во время выполнения сложных хореографических номеров.

— Технология пошива костюмов соответствует театральным канонам, потому что создание облачения для сцены значительно отличается от производства повседневной одежды. Выбор ткани и фурнитуры происходит отдельно для каждого персонажа или группы артистов. Чаше всего для национальных оперных спектаклей используются натуральные ткани. Такие материалы более экологичны, легки в ношении, сохраняют форму и оттенок при взаимодействии со светом и декорациями на сцене, — замечает специалист.

— При создании театральных костюмов у художника есть определенная свобода визуального исполнения, выбора материалов, фактур и цветов. Он использует свою палитру красок и форм, стараясь гармонично сочетать с другими элементами сцены, пропорциями и масштабами, тем самым одухотворяя персонажей на сцене через цвет, свет и формы, показывая пластику движений артистов через тягучесть или жесткость ткани, добавляя штрихи с помощью декоративных элементов, демонстрируя характеры героев и особенности образов, — подчеркивает дизайнер. — Художник по костюмам создает творческую работу, в которой в ансамбле с музыкой, оперным или балетным исполнением, с декорациями и светом персонажи становятся более объемными, живыми, структурными и реалистичными.

Казахские костюмы часто богато украшаются серебром, золотом, с инкрустацией жемчугом и самоцветами. Эти элементы специально создают в бутафорском цехе. Например, для спектакля «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева в общей сложности была изготовлена почти тысяча металлических элементов и украшений, которые использовались как одиночные ювелирные изделия или вшивались в изделия в качестве декора. Национальные одеяния также украшаются ручной вышивкой, аппликацией, принтом, бисером, камнями и многим другим, что в казахской культуре выполняет роль оберегов.

— Особое сакральное значение в национальном костюме имеет орнаментика — это отдельный обширный пласт материально-культурного наследия предков. В данной теме необходимо хорошо разбираться, даже если нет цели соблюсти точную историческую достоверность, — рассказывает Дарига Тайшикова. — Важно понимать, какие орнаменты можно использовать в одежде, а какие, например, на ковре, посуде и т. д.

Безусловно, театральные костюмы — один из важнейших элементов сценографии. Над их созданием работает большая креативная команда, искусные мастера, обладающие секретами и тайнами ремесла. Однако их задача состоит также в сохранении и передаче бесценных знаний, составляющих уникальное материальное и духовное наследие казахского народа.

Фото предоставлены театром «Астана Опера»

 

Статьи по Теме

Back to top button