История

Казахский вальс

По разным источникам, день рождения легендарной казахской танцовщицы Шары Жиенкуловой празднуют в июле и августе. В этом году музыкальный мир отмечает 110-летие исполнительницы, ставшей основоположницей казахского танцевального искусства.

Каприз
— Это была удивительная эпоха — культурной революции. Это было то время, когда все были охвачены тем, что нужно было что-то творить, но я постараюсь рассказать именно о Шаре, — начинает свой рассказ экс-директор Музея современного искусства Нелли ШИВРИНА.

Она родилась 18 июля 1912 года в семье зажиточного купца первой гильдии Баймолды Жиенкулова. Семья была многодетной. Она была четырнадцатым ребенком, и ее, как самую младшую, очень баловали, потакали всем капризам.

Но капризы у нее были необычные — она очень любила танцевать. Не знала, как это делать, а двигалась чисто интуитивно.

Восхитительная особа
Девушка получила блестящее образование у местного муллы и в русской школе. К тому времени Алма-Ата стала столицей республики. И, следовательно, из бывшей столицы — Кзыл-Орды в новую перевезли драматический театр. Шара стала заядлой театралкой и не пропускала ни одного представления, которые проходили в театре с участием ее любимого актера Курманбека Джандарбекова. Актер тоже замечает среди зрителей юную восхитительную особу. И, по рассказам современников, он сказал товарищам, что девушка станет его женой. Так и вышло.

Шара настолько была увлечена искусством, что, несмотря ни на какие традиции, в 16 лет тайком покидает дом. И все потому, что ее избранник, Курманбек Джандарбеков, нашел способ познакомиться с Шарой и поклялся, что сделает из нее настоящую актрису. Очарованная игрой Курманбека, Шара поняла, что любит его. Она ушла от родных, чтобы посвятить себя театру.

Нужно сказать, что решение к побегу было принято не сразу. Дело в том, что Джандарбеков пытался официально жениться, посылал сватов, но как только богатый купец, отец Шары, узнал, от кого посланцы, пришел в негодование. Он не собирался отдавать дочь какому-то бедному актеришке, когда он даже китайскому консулу отказал, несмотря на сундук золота и драгоценности.

Как и было договорено заранее, днем Шару повезли к старшей сестре Хадише (в будущем жена Шакена Айманова). Она работала актрисой в театре и одобрила выбор Шары. Спустя несколько дней Жумат Шанин, Амре Кашаубаев, Иса Байзаков пошли к родителям невесты, как требовали того традиции, объяснили случившееся и попросили прощения. Отец Шары ушел из дома, хлопнув дверью, а мать с горечью сказала, что в их планы не входило выдавать дочь за нищего.

Но для нас, потомков, сложилось все, конечно, весьма приятно, потому что культура Казахстана приобрела удивительную танцовщицу, которой рукоплескали во многих театрах мира.

Азы
К тому времени Шара со всей горячностью, пылкостью и энтузиазмом осваивала закулисье и подмостки. Она делала это, начиная с азов, вместе с Куляш Байсеитовой. Обе мели полы, устанавливали декорации, помогали шить костюмы, накладывать грим, работали за билетерш и кассиров, появлялись в массовках и при этом, слушая репетиции, знали все роли наизусть. Вначале ей давали эпизодичекие роли.
13 января 1934 года открылся Казахский государственный музыкальный театр в Алма-Ате, у истоков которого стояли две семьи — Джандарбековых и Байсеитовых. Одним из самых ярких моментов в спектакле «Айман — Шолпан», ознаменовавшем открытие, стал первый национальный казахский танец «Келіншек». Его придумала, поставила и исполнила сама Шара. Знатоки говорят, что этот танец положил начало казахской хореографии. Главным педагогом и наставником в эту пору для Шары оказался опытный балетмейстер театра, бывший солист Большого театра и партнер всемирно известной Анны Павловой Александр Александров. Шара танцевала, Курманбек играл.

Абсолютный восторг
Они — и Шара, и ее муж Курманбек — были так увлечены искусством, что их творческий союз, конечно, незамедлительно дал результат.

В 1936 году в Москве прошла первая декада литературы и искусства Казахстана. Безусловно, среди делегатов была Шара с танцем «Келіншек», который сама придумала, поставила, исполнила, и это было практически начало. Искушенный московский зритель был в восхищении. Слышались отзывы, что у танцовщицы танцует все тело, причем оно движется незаметно. И они узнали, что есть такие руки в природе, какие были у Шары, — волны, которые она делала руками. Москвичи, когда это увидели, пришли в абсолютный восторг. После представления они окружили Шару и говорили ей, что она летала легко и грациозно, как бабочка.
Нужно сказать, что в Москве у нее была удивительная встреча с Зинаидой Райх, одной из бывших жен Сергея Есенина. Та призналась Шаре, что она очень красива, но красоту нужно сохранять и подчеркивать. И посоветовала талантливой актрисе следить за собой и красить глаза, чтобы они стали еще выразительнее. Этот совет Шара усвоила на всю жизнь. Она была, наверное, одной из первых казахских женщин, применивших косметику, удивительно составляла свои наряды, носила шапки, разные шляпки, меха, была всегда очень красиво одета. Шара была очень популярна, везде выступала, и гонорары, которые получала, ей помогали и воплощать все то, что она хотела.

В столице есть улица, которая носит имя Шары Жиенкуловой. Ее прежнее название — улица Д. Фурманова. Начинается она с пересечения улиц С. Жунусова и М. Лермонтова, заканчивается на Б Бейсекбаева. Пересекается с переулками Абыралы, Л. Толстого и ул. Ә. Сембинова. Длина магистрали — 1727,7 м.

Ей рукоплескали
— Шара танцевала очень много, — продолжает собеседница. — В 1938 году снимался фильм «Амангельды», режиссером был Шакен Айманов, первый казахский режиссер. Все было тогда первое. И все они были охвачены желанием создавать шедевры и делать все для того, чтобы казахское искусство как можно больше узнавали не только в Советском Союзе, но и за границей.

Шара играет в этом фильме. Воспоминания были такие интересные, что, когда пришла комиссия, которая создавала этот фильм (она называла их почему-то комиссией, не режиссерская группа, которая создавала этот фильм, они пришли для того, чтобы посмотреть ее танцы), она была очарована. Пришли один раз, потом второй, третий, и она была утверждена на роль жены Амангельды. Шара играла так же стремительно, как и танцевала, она просто летала на экране, летала и танцевала.

Фильм «Амангельды» был снят на студии «Ленфильм». Это было началом казахского кино. И там играли такие актеры, как Елюбай Умурзаков, Амина Умурзакова, Калибек Куанышпаев, Курманбек Джандарбеков, композитор Ахмет Жубанов.

Я подчеркиваю, что все это было впервые. И мне даже кажется, что они были настроены делать все лучше и лучше. И в результате получилось так, что Москва рукоплескала Шаре.

Был такой момент, когда считалось, что должны были Шару и Курманбека уволить из театра и выслать из столицы в Киргизию, потому что она дочь бая, который так и жил в Алма-Ате, а ее муж — сын волостного и они не заслуживают и не должны играть в этом театре, потому что совсем из другой социальной среды.
В этой ситуации, кстати, помог Темирбек Жургенов — первый министр просвещения Казахстана. Он спас эту творческую чету от махин репрессий.
За то время, которое было проведено в Ленинграде на съемках фильма «Амангельды», Шара познакомилась со многими маститыми артистами театра и балета. Большая творческая дружба завязалась тогда у нее и с Игорем Моисеевым, который потом приглашал ее в свой ансамбль для постановки казахских танцев. Именно знакомство с ним помогло Шаре определить дальнейший путь. При содействии Жургенова она основала свой творческий коллектив и отпочковалась от Государственного театра оперы и балета. Конечно, было жалко, ведь Шара с мужем Курманбеком и друзьями, Куляш Байсеитовой и ее мужем Канабеком, выступали на этой сцене и не просто выступали, а блистали на ней. Но нужно было двигаться вперед. Теперь Шара со своим коллективом много ездит по стране с концертами и она ближе к народу.

Ничего нельзя вернуть
Вскоре грянула война… Это были очень страшные времена, нужно было все это пережить. Шара выезжала на фронт, выступала перед бойцами. Для них концерт перед боем значил очень многое.
Война, гибель людей, вид пепелищ — все это ранило сердце Шары. Она решает сдать полученные за выступления деньги в фонд обороны — на сооружение танка. Вскоре из Москвы пришла телеграмма с благодарностью от Сталина. Говорят, танкист после каждого сражения отправлял Шаре телеграммы с отчетом, сколько было подбито вражеских танков.

На одном из таких концертов исполнительница встретила летчика Жолдасбека Нурымова. Она, конечно, потеряла голову. Это было взаимно. Когда закончилась война, Нурымов и Шара сошлись. А Курманбек сильно переживал развод. У них подрастал сын.

С Нурымовым она прожила недолго, где-то восемь лет, и потом поняла, что для нее все-таки самый близкий человек по духу Курманбек. Но уже ничего нельзя было вернуть — он был женат.

Ею очарован мир
Шара с головой окунулась в гастрольную деятельность. Она по-прежнему ездит по всей стране и миру. Везде, где бывает, изучает танцы народов мира: Индия Монголия, Европа. И, когда возвращается с гастролей, у нее уже готов новый репертуар.

А когда Шара выступала в Китае, Мао Цзэдун был абсолютно очарован и подарил ей ковер. Этот ковер очень долго висел у нее дома. Но где он сейчас — непонятно.
Когда был поставлен спектакль «Қыз Жібек», Шара уже была в числе получивших государственную премию.

Она все свои познания старалась передать молодым. Знаменитость добилась того, чтобы в Алма-Ате было выстроено здание для хореографического училища им. А. Селезнева, много лет была его директором, преподавала. Особенно покровительствовала Болату Аюханову. Тогда был создан молодой балет Алматы, и она ему помогала. Нужно сказать, что Шара очень многое делала для того, чтобы музыкально-пластическое искусство Казахстана развивалось. Ее называли бриллиантом казахстанского танца. Даже в жизни талантливая танцовщица отличалась удивительной грацией, то есть совершенно необычными были именно рисунок ее рук, движения головы. Это было незабываемо, кто хоть однажды видел ее в танце.

В 1958 году в дни декады казахстанского искусства в Москве она опять покоряет сердца москвичей своей великолепной грацией. Шаре и ее ансамблю приходилось почти каждый танец исполнять дважды. Всем, кто видел ее выступления, запомнились лукавая и веселая доярка, задорный юноша-шахтер, хвастунишка-охотник, отважная девушка-джигит и другие образы. И уж, конечно, нельзя не упомянуть казахский вальс, как выражение радости и торжества жизни.

Сын
У Шары и Курманбека был сын. Звали его Болат. Он не был «зазвездившимся» мальчиком. Талантливый человек, автор исторического романа-дилогии «Саки», «Томирис». Шара делала все, чтобы он получил самое лучшее образование, он один из первых молодых людей, который сел за руль собственной «Волги», которую мама купила на свой гонорар. Но, к сожалению, он заболел коварной болезнью, Шара возила его по лучшим врачам. В апреле 1991 года сын умер, тогда Шара сказала пророчески: «Сорок дней». Так и вышло, она умерла на сороковой день со дня смерти сына, и похоронены они рядом на Кенсайском кладбище в Алматы.

Признание
Шара Жиенкулова не мечтала о наградах, не думала, что получит ордена Ленина, «Знак Почета», Государственную премию, станет народной артисткой Казахской ССР. Она не думала, что ее именем назовут улицы, выпустят марку. У нее счастливая судьба. Шара — основоположник казахского танца. Но, как и всегда у ярких личностей, у нее было много завистников.

В хореографическом училище Шара открыла отделение народного танца, часто ездила по регионам, чтобы узнавать жизнь и быт казахского человека и потом передать это в танце.

Статьи по Теме

Back to top button