Казахстанский туризм:что мы можем продать?
18 июля стартовала самая масштабная за последнее время экспедиция по регионам Казахстана — от Алтая до нового шелкового пути. На протяжении трех месяцев команда профессионалов посетит уникальные туристские кластеры, чтобы рассказать о них отечественным и иностранным туристам.
Немного цифр
— Данные Комитета по статистике Миннацэкономики только за 2017 год говорят о растущем интересе населения к путешествиям по Казахстану, так, количество внутренних посетителей выросло на 20 процентов по сравнению с 2016 годом, — отмечает председатель правления национальной компании Kazakh Tourism Рашид КУЗЕМБАЕВ.
— Вместе с тем количество иностранцев, посетивших нашу страну в 2017 году, увеличилось более чем на 18 процентов по сравнению с 2016 годом. Для сравнения: за предыдущие четыре года, с 2012-го по 2016-й, количество въездных посетителей выросло только на шесть процентов. Статистика за первый квартал 2018 года подтверждает положительную динамику.
Экспедиция под эгидой национальной компании Kazakh Tourism, приуроченная к юбилею столицы, призвана поддержать интерес к путешествиям внутри страны. Организаторам важно показать, что для того чтобы испытать новые ощущения и открытия, необязательно уезжать куда-то за рубеж, потому что все самое интересное и причастное к истории нашей страны находится здесь.
Охота за впечатлениями
— Многие не отождествляют Казахстан с туристской страной. Не секрет, что зачастую не только зарубежные гости, но и сами казахстанцы, имея интерес к путешествиям внутри страны, не знают, где можно эту информацию получить. И, собственно, наша экспедиция должна восполнить этот пробел, причем качественно: с километражем, с хорошим фото — и видеосопровождением, комментариями опытных путешественников, — говорит заместитель председателя правления НК «Kazakh Tourism» Тимур ДУЙСЕНГАЛИЕВ.
— Есть возможность показать, что есть такие туры: природные, культурные, сакральные. Протяженную трассу можно разбивать на разные виды активности: авто-, пеший, конный, велотуризм, с элементами фотосафари. Кому-то интересен экотуризм и этнотуризм, кого-то интересует наблюдение за птицами. Таким образом, мы делаем эти маршруты максимально привлекательными сразу для нескольких ниш. А 30 процентов туристов сегодня и вовсе делают свой выбор, основываясь на гастрономических пристрастиях, в мире это очень востребовано: не просто подача огромного разнообразия блюд, а ритуальная основа национальной кухни — в какой последовательности подавать, какой смысл лежит в приготовлении того или иного блюда.
— Сегодня все охотятся за впечатлениями, за национальным опытом. Казахстан может выгодно выделиться и за счет того, что у нас огромные территории, которые практически предоставляют человеку возможность быть сутками в пути и никого при этом не встретить — это то, зачем к нам, как правило, едут жители мегаполисов, дальневосточного и европейского направления и Штатов, — резюмирует Тимур Дуйсенгалиев. — Это означает, что всю ту красоту, которую мы сейчас не замечаем, которая в суете будней проходит мимо нас, можно монетизировать, превратить в хороший товар. И в этом нет ничего предосудительного. Продавая впечатления, знания о Казахстане, мы одновременно позволяем туристам стать ближе к нам.
Блогеры формируют предпочтения
Как уже отмечалось, экспедиция растянется на три месяца — до 29 сентября, по шести туристским кластерам, которые затронут и территории национальных парков. На каждый маршрут отводится по 12 дней. Стоимость каждой экспедиции — 20 миллионов тенге.
— По мере следования будет проведена работа по инвентаризации: где, на каком отрезке пути необходимы соответствующие гостевые дома, кемпинги… Причем желательно, чтобы это были объекты, которые позволяли бы увидеть быт, дух номадов, — отметил Тимур Дуйсенгалиев. — Мы планируем сформировать дорожную карту, которую можно будет реализовать, чтобы превратить данный отрезок в настоящий туристический маршрут.
В состав экспедиции вош-ло около 140 человек, среди них профессиональные гиды, опытные путешественники, журналисты, тревел-блогеры, депутаты и медийные личности. Два маршрута из шести возглавит команда республиканского общественного объединения Qazaq Geography во главе с известным путешественником Нуржаном АЛГАШОВЫМ.
Тем, кто серьезно занимается фотографией, хорошо известны имена Максима ЛЕВИТИНА и Константина КИКВИДЗЕ. Это признанные мэтры фотосафари, они также примут участие в экспедиции,
В ближайших маршрутах экспедиции примут участие и зарубежные гости — Qianfan YAAJING из Китая, у которого насчитывается более 200 тысяч подписчиков, и Фатима АХМАДИ из Кувейта с 60 тысячами друзей в социальных сетях.
— Тем самым мы ожидаем, что информация об этих турах будет транслироваться в реальном времени, естественно, где будет позволять покрытие сети, и на максимально возможное количество ресурсов, — отметили организаторы.
Шесть туристских кластеров
Первый маршрут экспедиции «Жемчужины Тянь-Шаня» стартовал 18 июля и охватывает территорию восточнее Алматы. По словам специалистов, эти места служат и стартом знакомства с нашими горами, пиком Хан-Тенгри. Далее по маршруту много знаменитых озер, развалины буддистского монастыря, бальнеологические горячие источники, перевалы, завершится экспедиция в долине реки Чилик. Протяженность маршрута 1085 километров.
— Следующий маршрут — «Сары-Арка», Центральный Казахстан, самая протяженная из всех шести экспедиций — свыше 4 тысяч километров, сакральная территория казахов, известные мавзолеи Джучи хана и Домбауыла, Улытау, метеоритный кратер Шунак. Немногие о нем слышали, он в диаметре три километра и может стать привлекательной точкой для туристов со всего мира, — рассказывает Нуржан Алгашов. — Любой потенциальный турист, заинтересовавшись маршрутом, должен получить свободно любую информацию: о расстоянии от точки А до точки Б, родниках пресной воды, гостевых домах — все ориентиры будут указаны в путеводителях.
Один из интереснейших маршрутов, который привлечет большое внимание, — «Алтай — колыбель цивилизации». Это Восточный Казахстан: Катон-Карагай, гора Белуха, озеро Маркаколь.
Программа «Джунгарский Алатау» начинается с Талдыкоргана, с района Текели, через самый высокий водопад Казахстана Бурхан-Булак и на восток в сторону озера Алаколь.
— По количеству эндемиков генофонд многих трав, деревьев, животный мир Джунгарского Алатау представляет большой интерес. Здесь в нетронутом виде сохранились горные сады дикой яблони Сиверса. Но эти места мы будем позиционировать не как места массового посещения, это уникальный резерват, нацеленный на то, чтобы сохранить то, что там находится, — заметил Тимур Дуйсенгалиев. — Но вместе с тем дадим возможность настоящему экотуристу получить максимальное количество очень хороших впечатлений.
Следующий тур очень популярен у японских, корейских и западноевропейских туристов — это путь «От моря до моря». Он охватывает регион Кызылординской области, условно от Аральска до Каспия с посещением всех знаковых мест региона, начиная с космической колыбели — территории Байконыра. Здесь много сакральных мест, которые позволяют прикоснуться к древнему знанию и в определенном смысле духовно очиститься.
И, наконец, трасса «новый шелковый путь» Западная Европа — Западный Китай включает в себя посещение природных памятников, внесенных в сокровищницу ЮНЕСКО, среди них петроглифы Тамгалы. Начальной точкой старта обозначена приграничная территория Хоргоса, а дальше Кульсай, Шарын, Тургенский и Иле-Алатауский национальные парки. Уникальные и красивые места.
Как отметили спикеры, туризм — красивый товар, который если не доступен, то просто-напросто не продается.
Шолпан АКБАЛАЕВА