Новости

Каждый пожарный — герой

Есть такие музеи, которые посвящены одной профессии. Если кто-то считает, что там мало экспонатов или у них однообразная тематика, то сильно ошибается. Здесь можно познакомиться не только с профессией, но и с ее историей, а также многое узнать о людях, посвятивших себя этому делу. Музей пожарных и спасателей столичного гарнизона Департамента по ЧС Астаны необычен: во-первых, он создан руками самих пожарных, во-вторых, музей находится на территории Специализированной пожарной части №2, здесь не застывшая история прошлых времен, а настоящее время, где идет служба и жизнь бьет ключом. 

Музей функционирует с июля 2014 года и скоро отметит свое десятилетие.

— Вторая пожарная часть — одна из старейших в нашем городе, в этом году ей исполнится 60 лет. Всего же в столице 12 пожарных частей, в которых служит порядка 1500 огнеборцев, — рассказывает заведующая музеем Куралай КАМЕЛОВА.

У сотрудников Департамента по чрезвычайным ситуациям — военная терминология. То, что мы называем площадкой, у них — плац. Возле плаца расположена теплодымокамера — учебно-тренировочный комплекс, а точнее тренажер-лабиринт, благодаря которому можно обучиться тому, как вести себя в условиях реального пожара.

Рядом постамент, на котором застыла пожарная автоцистерна ЗИЛ-130 63Б. Эта машина трудилась в нашем городе с 1985 года, кто знает, сколько пожаров она повидала. Дальше — Аллея славы, которую украшает монумент «Мәнгi есте», посвященный пожарным — участникам Великой Отечественной войны. Ее прошли 15 акмолинцев-пожарных, сейчас в живых из них уже никого нет, есть память. 12-метровая учебная башня, имитирующая четырехэтажное здание, для гостей — экспонат, для пожарных — залог их профессиональной подготовки.

В музее можно узнать, что противопожарная служба нашего города ведет свое летоисчисление с 1912 года. Тогда она содержалась за счет городского бюджета, на налоги, а также средства, вносимые состоятельными людьми. Первая пожарная команда располагалась в здании пожарного депо, которое было возле драмтеатра. Ее штатная численность составляла 24 человека. На вооружении команды были 36 лошадей, 5 дрог, 6 чанов и ушатов, 16 ведер, 3 лестницы, 4 багра и крюка, 7 топоров, 6 лопат и ломов. Уже после революции, в 1920 году, впервые появились ручные насосы ПН-100 и «Красный факел». Численность команды увеличилась до 40 человек.

Первое, что видишь на входе в помещение музея, — это конно-бочечный ход, то есть пожарная арба — повозка, на которой огнеборцы ехали тушить огонь.

— Мы изучали архивные документы. По свидетельствам огнеборцев тех времен, опасность представлял не только пожар, но и путь к нему. На своих повозках пожарные неслись во весь опор. Чаще всего пожары случались ночью, а в Акмолинске освещения тогда не было, и риск столкнуться с другой арбой или перевернуться был велик. Все зависело от хватки, быстроты реакции возничего, — говорит Куралай Камелова.

— На экспозиции также присутствует ручной насос «Красный факел». Работа с такой помпой требовала огромных физических сил, воду качали два человека, по тогдашним нормативам они должны были сменяться каждые пять минут. Конно-бочечный ход был средством передвижения огнеборцев вплоть до 30-х годов минувшего века.

— Первые семь пожарных машин появились в Казахстане в начале 30-х годов, однако они работали в других городах, в Акмолинске специализированной машины еще не было. Но в архивах я нашла информацию о том, как акмолинские пожарные своими руками переоборудовали для тушения обычный грузовой автомобиль, — сообщает Куралай Камелова.

В музее вам обязательно приведут выдержку из репортажа известного писателя и журналиста 19 века Владимира Гиляровского: «Каждый пожарный — герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой».

— Огнеборцы Казахстана очень уважают Гиляровского, лучше всего сказавшего, что пожарный — опасная профессия, — комментирует заведующая музеем.

В зале — макет деревянной пожарной каланчи — наблюдательной башни, главного средства обнаружения возгорания в дотелефонную эпоху. Макет украшает колокол, в который дозорный бил тревогу, увидев пламя. Колокол самый настоящий. По словам Куралай Камеловой, ему более 100 лет.

Дальше — форма сотрудников ДЧС — парадная, повседневная. Но больший интерес все же вызывает боевая одежда пожарного. Здесь можно увидеть амуницию разных лет, начиная от брезентовой одежды 50-х годов прошлого века с медным брандмейстерским шлемом и заканчивая современной «боевкой» из термостойких материалов, с такими же термостойкими сапогами, каской, противогазом. Вес такой амуниции — 30 килограммов.

Также в музее можно проследить эволюции пожарных фонарей. Были времена, когда пожарные освещали места спасательных работ свечами, потом фитильными лампами.

— Про лампу пожарного говорят: «Бьет наотмашь, рассекает темноту», — сказала заведующая музеем.

Пожарные рукава, раритетные беспроводные полевые телефоны, противогазы, шлемы, модели пожарных автоцистерн былых лет. Много кубков, медалей за победы в различных соревнованиях: сотрудники ДЧС — люди спортивные. Очень много подарков от гостей и коллег из других городов и стран. Некоторые из подарков весьма оригинальны, например, жутковатая картина большого московского пожара от коллег из Белокаменной. А гости из Череповца подарили огромный коробок спичек, которые, как известно, не игрушка.

Один из экспонатов — значки — эмблемы советских пожарно-технических выставок, в которых участвовали огнеборцы Акмолинска и Целинограда, их 25 — от Баку до Харькова.

— Опыта и мастерства нашим пожарным не занимать. Им было что показать, чем поделиться на пожарно-технических выставках, — говорит Куралай Камелова.

Есть особая категория экспонатов. Это предметы, ставшие источниками возгораний и послужившие причинами пожаров: газовый баллон, электрическая плитка и даже музыкальный центр. Особенно зловеще выглядит разорванный кислородный баллон, похожий на обломок бомбы.

— Он взорвался в 1-й поликлинике. К счастью, произошло это ночью, — поделилась информацией Куралай Камелова.

— Когда провожу экскурсию для детей, всегда смотрю в оба, чтобы не дотрагивались: осколки этого баллона острые как бритва.

Но, главное, в музее живет память о героях былых времен: экспозиция, посвященная участникам Великой Отечественной войны, рядом выставка в честь наших земляков, награжденных в советские времена медалью «За отвагу на пожаре».

Отдельно расположена комната памяти. Здесь увековечены имена столичных пожарных, погибших при исполнении служебного долга: Саят Абеев, Александр Величкин, Геннадий Винокуров, Валерий Зайцев, Руслан Какишев. Не так давно скорбный список пополнил Аскар Забикулин. В музее хранится его парадная форма с медалями.

Помнят здесь и целиноградского огнеборца Ивана Степанова, погибшего при тушении «Зеленых рядов» в 1971 году.

— Валерий Зайцев 26 лет возглавлял пожарную часть №2. Это был человек долга, настоящий мужчина, сильный, смелый, глубоко порядочный. Наш музей посещала его дочь, которая сейчас живет в России. Помню, сильно переживала за нее, встречала у контрольно-пропускного пункта, — вспоминает Куралай Камелова. — Здесь представлены награды, личные вещи, документы погибших героев.

По ее словам, музей создан руками пожарных и их видением. Посетитель знакомится не только с историей, а еще с тем, как огнеборцы несут боевое дежурство.

— Сейчас будет лето и выездов станет больше: камыш горит, пух. Дежурство — это постоянная подготовка. Вот спортзал, особое внимание здесь уделяют силовым упражнениям — штанге, гирям. Сила нужна, чтобы выносить людей из огня: женщин, детей — на руках, мужчин — на спине. И нужна быстрота: облачиться в 30-килограммовую боевую пожарную форму по нормативам необходимо за 19 секунд. Это максимум! Ведь менее чем за минуту машина должна выехать из части и максимум за 10 минут прибыть на место пожара. Главное для сотрудников ДЧС — это время. Они все делают бегом, и счет у них идет на секунды. Ведь время — это жизнь, — рассказывает Куралай Камелова. — У ДЧС Астаны договор с Управлением образования. Здесь побывали учащиеся 117 государственных школ и воспитанники 87 детских дошкольных учреждений. Музей посещают разные люди, в том числе и из других стран — России, Саудовской Аравии, Кореи. Я веду учет: наш музей посетило более 31 тысячи человек. Провожу экскурсии и в будни, и в праздники. Для меня главное, чтобы у людей был интерес. И он есть. Интерес к музею, профессии, самим пожарным — мужественным и героическим людям.

Статьи по Теме

Back to top button