Кимешек подчеркивал статус женщины
В столичном Национальном музее открылась уникальная выставка, посвященная культовому элементу казахского национального костюма – кимешек. Этнодизайнер Тілек СҰЛТАН представил свои работы, а также редкие экземпляры, рассказывающие о многообразии и значении этого важного элемента женской одежды.
Интерес к традиционному казахскому ремеслу у мастера с детства. Он учился искусству у своей бабушки. Сегодня с помощью сложных техник вышивки восстановил множество национальных костюмов, таких как кимешек, жарғақ шапан, вышитые брюки, женские шапаны, а также мужские и женские тюбетейки. Тілек Сұлтан много лет исследует женский головной убор кимешек, активно занимается его вышивкой и собрал обширную этнографическую коллекцию национальных костюмов и ювелирных украшений, а также предметов быта.
Традиции, статус и практичность
– Кимешек – казахский национальный головной убор. Он в первую очередь подчеркивал статус женщины. Это не просто защита от солнца, но и показатель положения женщины. К примеру, девушки, которые не были замужем, носили тюбетейки. Сейчас многие думают, что такие вещи только для бабушек. Но это не так. Исследуя этнографические материалы и записки российских путешественников, которые посещали Казахстан более века назад, мы видим, что кимешек надевали женщины после рождения первого ребенка. Это был целый ритуал. Самые уважаемые женщины рода, особенно многодетные матери, надевали кимешек на женщину, ставшую матерью, – рассказывает Тілек Сұлтан.
Казахский женский головной убор в далекие времена имел не только эстетическую, но и практическую функцию.
– У кимешека была практическая ценность. При кормлении он прикрывал грудь, во время готовки предотвращал попадание волос в еду. Помимо этого, узоры на кимешеке указывали на принадлежность к роду и статус женщины в семье. Например, если на кимешеке не было узоров, это означало, что женщина вдова. В таких случаях носили белый кимешек, – объясняет этнодизайнер.
В рамках мероприятия состоялись дефиле в национальных костюмах, лекция о вышивке орнаментов на национальных одеждах и правилах их ношения в зависимости от возраста, мастер-классы по ношению кимешека и завязыванию шылауыша.
– Если вы посмотрите на старинные фотографии казахов Бокеевской орды, то увидите много женщин именно в таких головных уборах. У казахов Младшего жуза есть два вида жаулық, которые называются қос жаулық и бұрама жаулық. Это пример кимешека у рода абақ из Среднего жуза. Внутренняя часть называется кимешек, а внешняя, которую завязывают, – шылауыш, – говорит этнодизайнер.
Современное значение кимешека
Хотя с течением времени казахская традиция ношения кимешека несколько изменилась, этот головной убор по-прежнему сохраняет важное значение в культуре и общественной жизни Казахстана. В последние годы кимешек стал не только элементом традиционного костюма, но и объектом возрождения интереса среди молодежи.
Кимешек сегодня часто можно увидеть на национальных праздниках, фестивалях, свадебных церемониях и других значимых событиях, когда женщины гордо надевают его, символизируя связь с историей и традициями своего народа.
Выставка организована общественным объединением «Қара шаңырақ» и продлится в до 5 января.
Тілек Сұлтан – член Союза ремесленников Республики Казахстан, обладатель международного знака качества ЮНЕСКО. Активный участник международных и республиканских конкурсов, мастер вышивки, исследователь казахской национальной одежды, реставратор, популяризатор, коллекционер, известный этнодизайнер. Работы мастера были признаны на конкурсах в Алматы, Таразе, Семее, а также представлены на международных выставках в Турции, США, Индии, Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане. В 2023 году коллекция «Казахские национальные костюмы» экспонировалась на выставке в США, его персональная выставка прошла в Туркменабаде (Туркменистан). В 2024 году Тілек Сұлтан участвовал в культурной программе Всемирных игр кочевников.
Алина ИМАМБАЕВА
Фото предоставлены Национальным музеем РК