НовостиОбразование

Колледж: плюсы и минусы онлайн-обучения

Как дистанционное обучение в условиях пандемии для столичных колледжей стало серьезным экзаменом – в материале специалистов  Центра модернизации образования акимата столицы.

Минусы на старте

В целом экстренная смена формата обучения показала свои плюсы и минусы. Вторых «на старте» было больше, ведь перестроить учебный процесс в рекордно короткий срок – дело нелегкое.

Неготовность педагогов работать в дистанционном режиме, отсутствие навыков и опыта работы на образовательных платформах, недостаточное использование цифровых инструментов, незнание возможностей современной информационно-образовательной среды, отсутствие кейсовой технологии дистанционного обучения, технологические проблемы… Как показал опрос методистов отдела ТиПО Центра модернизации образования, эти и другие трудности преподнесла новая реальность педагогам и студентам в первые дни обу­чения. Наряду с этим добрая половина респондентов в анкетировании отметила положительные стороны удаленного формата.

Экстремальные условия

Таким образом, 43% преподавателей отметили, что дистанционное обучение подарило им бесценный опыт работы в экстремальных условиях, мобилизовало интеллектуальные и организационные способности студентов, 27% заявили, что новый формат не только дал возможность взглянуть на процесс обучения под другим углом, но и заметно повысил навыки учебно-поисковой и самостоятельной работы студентов. Кроме того, 17% считают, что дистанционное обучение значительно повысит цифровую грамотность как студентов, так и педагогов. 13% опрошенных отметили, что онлайн-формат повысит личную ответственность каждого педагога и студента.

Вебинары

На протяжении почти столетия в ситуации стабильного функционирования системы образования повышение уровня профессионального мастерства педагогов было основной целью деятельности методической службы. В условиях дистанционного обучения нагрузка повысилась вдвое. Вся работа проводилась, как и прежде, в трех направлениях, но в плотном режиме, усиленно. Задача номер один – своевременное обеспечение нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учебных заведений в период дистанционного обучения, была выполнена за короткий промежуток времени.

Одним из доступных способов распространения педагогического опыта в условиях пандемии COVID-19 стали вебинары, в ходе которых преподаватели демонстрировали свои наработки по использованию инновационных и коммуникационных технологий в условиях нового формата обучения, делились опытом удаленной работы. Конечно же, подготовка и проведение вебинаров требовали от методистов профессионализма и высокой компетентности, ведь у каждого мероприятия были свои цели, задачи и аудитория.

Серия обучающих вебинаров по таким темам, как «Эффективное использование возможностей Google Сlassroom, Zoom», «Обучение через программу Microsoft Тeams», «Организация и проведение текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся при дистанционном обучении», «Корпоративное управление через Microsoft Teams», вызвала огромный интерес у широкой аудитории. Директора и их заместители, преподаватели и мастера производственного обучения, психологи и библиотекари в каждом вебинаре находили для себя приемлемые решения.

В рамках педагогического челленджа «Мой опыт, моя методика» преподаватели колледжей также обменивались интересными идеями, успешными методиками обучения.

В целом в онлайн-мероприятиях приняло участие более 600 сотрудников ТиПО столицы.

Социальное партнерство

В качестве спикеров на вебинарах выступили социальные партнеры. Социальное партнерство и связь с работодателями – неотъемлемая часть профессионального образования, а в период дистанционного обучения значение их неоценимо. Мастер-классы и онлайн-стажировки для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по специальностям «Организация питания», «Швейное производство», «Дошкольное воспитание и обучение», организованные НПП «Атамекен» города Нур-Султана на YouTube-канале, позволили участникам мероприятия почерпнуть много нового и интересного, увидеть разные позиции и взгляды, найти решение проблем.

Сайт в помощь

Практическая помощь педагогам оказывалась отделом ТиПО всеми доступными средствами: рекомендации, памятки, групповые и индивидуальные консультации, кейс лучших видеоуроков. На сайте центра в разделе «Азбука онлайн» размещены ссылки на видеоматериалы, которые могут быть использованы для организации учебных занятий. Здесь же есть «электронная библиотека» образовательных порталов, сайтов, цифровой учебной литературы, ставшая для педагогов своего рода проводником для организации учебно-поисковой и самостоятельной работы.

Проект «Виртуальная экскурсия по мировым музеям Великой Отечественной войны», посвященный 75-й годовщине Великой Победы, не только нашел отклик в сердцах педагогов и студентов, но и привлек большое внимание широкой общественности.

Проблемы позади?

Более двух месяцев столичные студенты обучались с применением дистанционных образовательных технологий. Занятия проходили согласно специально составленному расписанию. Проблемы, связанные с переходом на новый формат обучения, верится, остались позади. Обучение в новой виртуальной учебной реальности прочно вошло в повседневную жизнь педагогов и студентов, стало ее привычной частью.

Резюмируя минувший период дистанционного обу­чения, можно смело сказать, что правильный выбор цифровых технологий обучения позволил педагогам столицы своевременно создать собственный методический банк, состоящий из видеолекций, онлайн-лекций, электронных учебников, тестовых заданий, информационно-справочных материалов, виртуальных лабораторных практикумов.

Наступили промежуточные и итоговые аттестации студентов, заключительный и очень важный этап обучения – защита дипломов, результаты которых зависят от ответственного подхода студентов к дистанционному обучению.

Нагима ИСИНА,
Айжан МУСАТОВА,
методисты Центра
модернизации образования
акимата г. Нур-Султана

Метки

Похожие статьи

Закрыть