НовостиСтоличный маслихат

Кому нужны специалисты?

Дуальное обучение вызвало много вопросов у депутатов городского маслихата. Во время заседания постоянной комиссии они выясняли, почему в столице среди выпускников профессионально-технического образования низкий процент трудоустроенных по специальности.

Сегодня во многих колледжах внедрена система дуального обучения, это когда учащиеся практические занятия получают непосредственно на производствах по своей специализации. При этом учебные заведения стараются заключать договоры с крупными компаниями, оплачивая их услуги, чтобы учащиеся могли проходить у них практику. Услуга называется «наставничество», на которое выделяются средства из городского бюджета в качестве подушевого финансирования. К сожалению, выясняется, что предприятия не всегда заинтересованы в обучении молодых специалистов, тем не менее, систематически заявляют о нехватке профессиональных кадров среди рабочих профессий. В чем же парадокс? Взращивать свои кадры они не хотят, несмотря на то, что им за это еще и доплачивают.

Сложности прогнозирования

Обсуждая эти проблемы, директор Высшего колледжа транспорта и коммуникаций Зулфухар ГАИПОВ рассказал, что по системе дуального обучения они работают с 2012 года. Было заключено соглашение с АО «НК «Қазақстан темір жолы» по четырем специальностям: «Электроснабжение (по отраслям)», «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте», «Эксплуатация, ремонт и техничес­кое обслуживание подвижного состава железных дорог (по видам)» и «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Так, в 2017 году по завершении работы экспериментальной площадки только 179 выпускников колледжа были трудоустроены в филиалы АО «НК «КТЖ». Как отметил директор учебного заведения, в системе дуального обучения существуют такие проблемы, как сложности с прогнозированием потребности кад­ров на предприятиях. То есть сами предприятия не могут точно сказать, когда и сколько специалистов им понадобится. Отмечается низкая заинтересованность предприятий, отсутствуют стимулы для бизнеса в подготовке профессиональных кадров.

– Нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования, – отметил Зулфухар Гаипов.

Эффективность дуального образования

В политехническом колледже столицы также видят перспективы в дуальном обучении. По словам директора Касымхана СЕНГАЗЫЕВА, такая форма образования позволяет снизить расходы на приобретение дорогостоящего оборудования, при этом учащиеся во время практики сразу же знакомятся с производством и, показав себя лучшим образом, могут в дальнейшем получить работу. Для предприятий это тоже хорошая возможность получить именно те кадры, которые им необходимы. Правда, необходимо заранее об этом заявить, чтобы уполномоченные органы смогли сформировать госзаказ на конкретные специальности.

В политехническом колледже дуальное образование внедрено с 2013 года. Сегодня охват обучающихся в трех направлениях по пяти специальностям составляет 308 человек – 14 групп. При этом время практики им засчитывается в качестве трудового стажа. Заключено 24 договора о совместной реализации дуального обучения с предприятиями, которые обес­печивают производственную базу для практического обучения специалистов.

Между тем, по данным Управления занятости и социальной защиты, уровень молодежной безработицы по городу составляет 4,6%.
В поиске работы находятся 1877 молодых людей в возрасте до 29 лет. Мерами социальной защиты от безработицы охвачены 1530 человек (81,5%):
– на постоянной работе – 540;
– на молодежной практике – 223 (выпускники вузов – 176, колледжа – 47);
– на социальных рабочих местах – 30;
– на общественных работах – 715;
– на краткосрочное обучение направлены 22 молодых человека по специальностям SMM-менеджер, кондитер, портной, повар, мастер-парикмахер и контролер-кассир;
– выданы государственные гранты для реализации новых бизнес-идей семерым. Размер гранта 200 МРП в сферах услуг – 3, общественного питания – 2, оптовой и розничной торговли – 1, производства и промышленности – 1, швейной промышленности – 2, информационной деятельности и прочие – 2 человека.

Подушевое финансирование надо увеличить

– Реализуется также совместный проект по внедрению дуальной системы по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» с крупной строительной компанией. Кроме того, партнерство достигнуто с сетью автосервисов, где учащиеся получают навыки по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации автомобилей, а также с телефонными компаниями по такой специализации, как «Связь и телекоммуникации», – поделился итогами работы Касымхан Сенгазыев.

К слову, в прошлом учебном году удалось обучить различным специальностям 335 человек, из них 68% трудоустроены на базовых предприятиях, 12% поступили в вузы.

Между тем директор колледжа считает, что необходимо увеличить объем подушевого финансирования по дуальному обучению, в том числе включить сюда страхование жизни и здоровья учащихся. Для большей заинтересованности предприятий рассмотреть возможность их поощрения, обучать причастных работников – наставников предприятий методикам и основам наставничества. Также, по его мнению, необходимо создать центр развития ТиПО или центр повышения квалификации педагогических работников, закрепить базовые предприятия за учебными заведениями, а также определить специальных сотрудников для работы с молодежью и учебными заведениями. Необходимо также внедрить систему персонального распределения и трудоустройства выпускников с приоритетной ролью в этом работодателей.

Интерес предприятий

Однако депутаты маслихата уверены, что предприятия сами должны быть заинтересованы в перспективных кадрах. По словам секретаря маслихата Ерлана КАНАЛИМОВА, за рубежом практическое обучение учащихся проходит за счет предприятий. Порой на обучение специалистов и повышение квалификации они тратят более 40% доходов.

– К сожалению, у нас совершенно иная картина. Из городского бюджета на востребованные специальности выделяется образовательный заказ, а затем еще и оплачиваются практические занятия на предприятиях, которые без того имеют миллионные обороты. При этом многие из этих предприятий расположены на территории специальной экономической зоны, освобожденной от налогов. Получается, мы готовим специалистов для их предприятий и благодаря квалифицированным работникам могли бы увеличить свои финансовые обороты. Однако после практики больше половины выпускников не идет работать на эти предприятия, – уточнил Ерлан Каналимов.

Никто не идет в сантехники

Секретарь маслихата поручил Управлению образования подготовить анализ по трудоустройству выпускников учреждений ТиПО, а также востребованных специа­льностей в акционерных обществах, национальных компаниях и крупных производственных предприятиях. По его словам, нужно увеличивать гранты среди льготных категорий на эти профессии. В качестве примера он привел открывшееся производство по изготовлению башенных кранов. Учитывая, что сегодня крановщиков не хватает, а в столице ведется строительство 650 объектов и ежегодно сдается 3 млн квадратных метров жилья, нужно подумать о подготовке кад­ров. Также наблюдается большой дефицит таких профессий, как сантехник, электрик, сварщик и специалист газового оборудования. В Управлении образования сообщили, что в строительном колледже готовят таких специалис­тов, однако молодежь не идет. На это Ерлан Каналимов предложил продумать вариант размещения заказа в строительных компаниях, чтобы сотрудники получили квалификацию.

Первое рабочее место

В Управлении занятости и социальной защиты сообщили, что также провели анализ по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По результатам анкетирования основные вопросы – обеспечение жильем и трудоустройство. Сегодня из 2272 человек из данной категории в возрасте до 30 лет в этом году трудоустроен 21, в поиске работы находятся 25, в отпуске по уходу за ребенком 10, переехали в другие регионы 6, не нуждаются в трудоустройстве 4 и временно не отвечают на звонки – 9 человек.

Между тем, по словам руководителя управления Сауле НУРГОЖИНОЙ, разработан проект «Первое рабочее место». Смысл его заключается в том, что работникам предоставляются субсидии от государства в размере 20 МРП в месяц – 58340 тенге. Вместе с доплатой от работодателя зарплата получается вполне приличной. Претендентами на участие в проекте могут стать безработные из числа молодежи не старше 29 лет, без опыта работы, выпускники организаций образования, ищущие работу впервые. Одним из условий является трудоустройство на постоянное место по специальности, продолжительность трудовой деятельности – два года.
Между тем, по словам руководителя ведомства, основная проблема того, что среди молодежи низкое трудоустройство, в том, что у работодателя есть свои квалификационные требования. Для тех, кто не имеет образования, Центр занятости предлагает краткосрочные курсы для выбора профессии.

Метки

Похожие статьи

Закрыть