
Руководители автопарков утверждают, что в каждом автобусе около 200-300 человек не производят валидацию. При этом сотрудники Местной полицейской службы ДВД города ежедневно успевают оформить только 100 протоколов в отношении безбилетников.
Напомним, сегодня столичным автопаркам начали выплачивать государственные субсидии в размере 108 тенге за каждую валидированную поездку, сохранив при этом тариф 90 тенге при электронном способе оплаты. Таким образом, чем больше в автобусах производится валидаций, тем больше денег выплачивается автопарку. На эти средства перевозчики намерены дополнительно нанимать водителей, чтобы обслуживать как можно больше маршрутов, расплачиваться по лизингу за приобретенные акиматом комфортабельные автобусы и с другими кредиторами. Однако еще не все горожане добросовестно оплачивают проезд. Если так пойдет и дальше, то не исключено, что это может привести к новому удорожанию тарифа.
Сейчас в помощь транспортному контролю выделено лишь сто полицейских МПС ДВД Астаны, утверждает руководитель отдела пассажирского транспорта ТОО «Астана LRT» Бейбут ЕСЖАНОВ. Выходит, каждый из них в день штрафует только одного безбилетника, вероятней всего, остальные пока обходятся предупреждением. Такого количества полицейских явно не хватает.
— Физически мы не можем успеть проконтролировать всех безбилетников, — сетует Бейбут Есжанов. — В городе есть маршруты, которые и вовсе работают без консультантов, — это те, на которых средняя загруженность пассажирами составляет от 50 до 70%.
К тому же, по его словам, вскоре в автобусах вообще не будет консультантов. Вместо этого в городе увеличится количество сотрудников транспортного контроля.
— Сегодня происходит поэтапный переход к электронной системе оплаты, который предполагает полный отказ от услуг консультантов. Совместно с Управлением транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры на данный момент отрабатывается график по увеличению маршрутов. Когда ситуацию удастся стабилизировать, можно будет постепенно убирать консультантов, — уточнил представитель транспортной компании.
К примеру, председатель правления АО «Автобусный парк № 1» Нурмухан ПУЛАТОВ уверен, что к новому году в их предприятии такой должностной ставки, как автобусный консультант, уже не будет.
Сегодня при плане 700 консультантов на предприятии остались 426 человека. Водители, которые работают в одиночку, получают дополнительную надбавку к зарплате в размере 30%.
— На предприятии числятся 1673 человека, 824 из которых водители. Работают они в три смены по 12 часов. График начинается с 3 часов утра, — рассказывает руководитель автопарка. — Заработная плата работников автобусов после введения дифференциации была увеличена от 30 до 50% при условии отсутствия нареканий. Например, за каждый оборот начисляется от 20000 до 30000 тенге. Были случаи опоздания консультантов, за каждое такое нарушение работник штрафуется в среднем на 20000 тенге.
Несмотря на дефицит водителей, устроиться на работу в автопарк не так просто, как кажется. Водители проходят подготовку в Центре повышения квалификации и в обязательном порядке медицинское обследование. Так, медиками были выявлены водители, страдающие таким заболеваниями, как эпилепсия, тяжелая форма диабета и гипертония.
С недавнего времени в штате АО «Автобусный парк № 1» появился опытный психолог, и теперь водителей здесь трудоустраивают только после психологической проверки. Были случаи, когда при трудоустройстве работники находились в тяжелом психологическом состоянии — от депрессии до суицидальных настроений. Это приводило к частым ДТП.
— Дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов в городе происходит очень много. При этом не всегда виновниками становятся наши водители. Автобусы подрезают даже на спецполосе BusLane. Пока проходят необходимые процедуры оформления ДТП, судебные слушания, автобусы месяц, а то и больше простаивают без дела. Сейчас после ДТП у нас на ремонте около 30 таких автобусов, — уточнил Нурмухан Пулатов.
Глава автопарка считает, что в законодательство нужно ввести норму, согласно которой виновника ДТП можно было бы обязать компенсировать не только расходы на ремонт автобуса, но и ущерб из-за простоя техники.
Юлия МЕНДЕЦКАЯ