НовостиОбщество

Конституционные реформы направлены в будущее

Поправки, внесенные в Основной закон страны – Конституцию Казахстана в 2017 году, эксперты охарактеризовали «точечными» изменениями. Предложенные и одобренные дополнения затронули те разделы, которые определяют устройство государственной власти Казахстана.

  

 

 

Жамаладен ИБРАГИМОВ,
доктор юридических наук,
обладатель звания «Лучший преподаватель вуза-2017»
ЕНУ имени Л. Гумилева

 

 

 

 

Институциональная основа
В первую очередь эти изменения посвящены конституционному статусу Президента, парламента и правительства нашей страны и способствуют демократизации системы государственного управления в Казахстане.

Конституция Республики Казахстан принята в 1995 году. С момента принятия документ стал основой системной модернизации казахстанского общества путем глобальных социально-экономических, а также политичес­ких преобразований. Модернизация казахстанского общества, ведущим субъектом которой является институт президентства, позволила создать институциональную основу рыночной экономики и политической системы страны, гарантирующей права и свободы своих граждан.

Реформы
Сегодня мы являемся свидетелями реализации стратегии конституционных реформ, которые отвечают долгосрочным приоритетам ускоренного развития страны. Инициированный Президентом пакет изменений и дополнений в Конституцию РК, одобренный парламентом, вносит новые элементы в политическую систему общества. При этом необходимо обратить внимание на сохранение президентской формы правления на новом этапе модернизации политической системы страны.
Безусловно, принципиально важным является возможность трансформации Казахстана в президентско-парламентскую модель республики в достаточно обозримой перспективе. И это логичный этап эволюции политической системы страны, создающей определенные предпосылки для ее последующей демократизации.

Специфика конституционных реформ состоит в том, что они продиктованы не столько соображениями текущего момента, сколько направлены на будущее, долгосрочное, стабильное и устойчивое развитие Казахстана как демократического государства.

Президент и Парламент
Утвержденные изменения в Конституцию республики Казахстан предоставляют возможность решения нескольких стратегических задач по демократизации политической системы Казахстана. Во-первых, формируется более эффективная и сбалансированная система сдержек и противовесов между ветвями государственной власти.

Речь идет в первую очередь о тех изменениях в этой системе, которые касаются отношения между Президентом и парламентом Казахстана. С этой целью часть полномочий Президента перераспределяется в пользу Парламента, а сам высший орган представительной власти получает возможность формировать правительство, две трети Конституционного совета, Цент­ральной избирательной комиссии, Счетного комитета и, соответственно, контролировать работу указанных государственных органов.

Правительство и Парламент
В свете изменения конституционных отношений между Президентом и парламентом появляются новые моменты во взаимоотношениях между правительством и парламентом. Если раньше правительство было ответственным только перед главой государства, то теперь центральный орган исполнительной власти несет ответственность и перед парламентом.

Это имеет большое значение для обеспечения исполнительной властью высокой эффективности и качества государственных услуг, общественной подотчетности и прозрачности деятельности.

Конституционные изменения во взаимоотношениях между ветвями власти создают некоторые предпосылки для перехода от президентской формы правления к президентско-парламентской.

Парламент
В деятельности парламента отражаются политические процессы и тенденции их эволюции в обществе. Поэтому расширение полномочий высшего представительного органа власти представляется своевременным и оправданным с точки зрения политической модернизации казахстанского общества.

Перераспределение полномочий в пользу парламента ведет к созданию более открытой, прозрачной и гибкой системы государственного управления. Такая система более адекватно отвечает требованиям социально-экономического развития Казахстана. Одной из главных задач этого развития на современном этапе является вхождение Казахстана в число 30 наиболее развитых стран глобализирующегося мира.

Политические партии
Возрастание роли парламента в государственном управлении Казахстана обеспечивает более широкое участие общества в управленческих процессах, что является одним из важных элементов подлинно демократической политической системы. Это будет осуществляться путем укрепления роли политических партий, которые приобретают решающее значение в формировании депутатского корпуса нижней палаты парламента РК.

Политические партии являются одним из ключевых институтов артикуляции, защиты и представления интересов общественных групп. В рамках пропорциональной системы избирательного законодательства политические партии будут бороться за места в мажилисе.

Если политические партии смогут преодолеть семипроцентный порог для вхождения в парламент, то они смогут принять участие в формировании правительства страны. Премьер-министр будет представителем партии парламентского большинства.

Судебная система
Поправки в Конституцию затрагивают не только высшие органы власти в центре, но и систему власти на местах. Необходимо иметь в виду, что местное самоуправление является как частью системы власти, так и важным элементом гражданского общества, одним из его институтов.

Наконец, конституционные реформы направлены на усиление независимости и эффективность судебной системы Казахстана.

Статус ассамблеи
Реформа политической системы, связанная с конституционными поправками, обеспечивает новую роль и статус Ассамблеи народа Казахстана.

Важным условием политической модернизации нашего уникального по своему составу унитарного государства, в котором проживает более ста этносов и национальностей, является обеспечение общественной стабильности, межэтнического согласия, дружбы народов и всех граждан страны независимо от национальности и вероисповедания. На решение этой важной социально-политической задачи нацелена деятельность созданной в 1995 году Ассамблеи народа Казахстана. Она стала уникальным инструментом реализации национальной политики государства, в основе которой лежит равенство возможностей всех граждан страны.

Ассамблея, как конституционный орган, повысит свои возможности влияния на национальную политику государства, которая направлена на формирование гражданской общности всех этносов вокруг казахского народа. Этому будет способствовать конституционно закрепленная норма о представительстве ассамблеи, как в Мажилисе, так и в Сенате Парламента РК.

Благодаря этой норме Ассамблея народа Казахстана получит реальные рычаги влияния на законодательную деятельность. Теперь любой законопроект будет неизбежно в силу институционального фактора проходить в парламенте дополнительную экспертизу на предмет соответствия интересам межэтнического согласия и межэтничес­кой толерантности.

И это своего рода символ государственной политики полиэтнической и многоконфессиональной страны, закономерным результатом этого является межэтническое согласие и стабильность в сегодняшнем Казахстане.

Метки

Похожие статьи

Закрыть