Uncategorized

Корифей казахской этнологии

Выдающийся этнолог и ученый Халел АРГЫНБАЕВ, чье 100-летие отметили в этом году, родился 21 сентября 1924 года в живописном Баянаульском районе Павлодарской области. Он появился на свет в семье простого казаха-шаруа, где труд, скотоводство и родовая связь с землей передавались из поколения в поколение. Его семья, как и родственники потомков Мырзабека – прадеда будущего ученого, занималась полукочевым скотоводством, умело приспосабливаясь к суровым степным условиям, что было типичным образом жизни для жителей тех мест.

 

Родители, предки

Род Аргынбаевых испокон веков проживал у подножия предгорий Кызылтау, где их жизнь была тесно связана с природой. Мырзабек, прадед Халела, имел пятерых сыновей, каждый оставил свой след в семейной истории. Дед Халела, Какабай, со своим большим семейством зимовал у степного озера Сарыбидайык, где просторы бескрайних степей и озеро служили им домом и источником жизни. Старшие сыновья Какабая, несмотря на получение начального образования, выбрали традиционный путь – создание семей и ведение хозяйства, которое обеспечивало их потомков.

В начале 1930-х годов, в период массового голода, семья Аргынбаевых, как и многие другие, вынуждена была покинуть родные земли. В 1931 году они переехали в Кузбасс, где отец Халела стал работать забойщиком в шахте. В 1932 году они снова отправились в путь – на этот раз в Петропавловск-Камчатский, где отец трудился разнорабочим, а мать – в швейных мастерских.

Однако в 1934 году семья вернулась на материк, в Новосибирскую область, где родители Аргынбаевы вступили в колхоз «Аргын». А через год они вновь оказались на родине, в Казахстане, в Жетысу, где продолжили свою работу в колхозах Каратальского и Капальского районов.

Баянаульский край славится не только своими природными красотами, но и тем, что подарил Казахстану выдающихся личностей в самых разных областях. Здесь родились такие известные деятели, как Муса Шорманов – знаток казахской этнографии и фольклора, который был дядей Ч. Валиханова, известный поэт и теолог Машхур-Жусіп Копеев, классик казахской литературы Султанмахмут Торайгыров. Отсюда также вышли основатели казахской драматургии и кино, такие как Зеин Шашкин и Шакен Айманов, корифей театрального искусства Каукен Кенжетаев. А также, безусловно, выдающийся ученый, первый президент Академии наук Казахстана Каныш Сатпаев.

 

Годы учебы, университет и фронт

Учеба для Халела Аргынбаева началась в Конурской начальной школе, которую он успешно окончил в 1939 году. С юных лет он был целеустремленным и любознательным, поэтому поступил в Капальское педагогическое училище. В те времена будущее казалось многообещающим, но уже в 1942 году, окончив училище, как и многие его сверстники, Аргынбаев был призван на фронт.

Сентябрь 1942 года стал началом его военной службы: он поступил на краткосрочные радио-телеграфные курсы в Ташкенте, где всего за несколько месяцев получил необходимые навыки. Война забросила его на Воронежский фронт, где с марта 1943 года он стал радистом штаба 10-й артиллерийской дивизии. Позже его перевели в 27-ю артиллерийскую бригаду, где он служил до самого конца войны, наблюдая за историческими событиями изнутри. Украина, Молдавия, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Югославия и Австрия – в этих странах оставили след не только солдаты, но судьбы тех, кто сражался за свободу.

После победы над фашистской Германией Халел Аргынбаев продолжил свою службу в составе Прикарпатского военного округа до мая 1946 года, а затем стал командиром радистов 135-й артиллерийской бригады Прибалтийского округа. Лишь 1 марта 1947 года, когда указ Верховного Совета СССР дал возможность демобилизоваться, Халел завершил свою военную службу и вернулся домой.

Однако его тяга к знаниям и желание продолжать образование не угасли. Уже в сентябре 1947 года он поступил на исторический факультет Алматинского государственного педагогического института имени Абая. Здесь Аргынбаев показал себя прилежным студентом, окончив институт с отличием в 1951 году. По распределению Министерства просвещения его направили работать завучем в Панфиловское педагогическое училище. Помимо административной работы, он преподавал историю СССР и Казахской ССР, передавая своим ученикам богатые знания и любовь к родной истории.

 

Наставники

Следующий этап жизни Халела Аргынбаева начался 15 октября 1954 года, когда он поступил в очную аспирантуру отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии имени Ч. Валиханова Академии наук КазССР. Научным руководителем Халела стала Ирина Витальевна Захарова – выдающийся этнограф, чьи работы в области традиционной казахской культуры стали настоящей научной сокровищницей.

Захарова была человеком исключительных знаний и опыта. Она обучалась на историческом факультете МГУ имени Ломоносова, затем проходила аспирантуру в Институте этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. В 1952 году успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме материальной культуры уйгуров Советского Союза. Уже через несколько лет ее исследования по казахской этнографии стали эталоном научной работы в этой области. В период с 1950 по 1954 год она работала младшим, а затем старшим научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии имени Ч. Валиханова, а с 1954 по 1957 год занимала должность исполняющего обязанности заведующего отделом этнографии.

Для Халела Аргынбаева знакомство с Ириной Витальевной стало ключевым моментом в его академической карьере. Под ее чутким руководством он не только углубил свои знания о казахской культуре, но и открыл для себя новые горизонты в этнографии, что в дальнейшем привело его к выдающимся научным открытиям и трудам.

Наставниками Халела Аргынбаева были также такие видные ученые, как А. Х. Маргулан,
Н. Сабитов. Под их руководством Аргынбаев приобрел основные знания и навыки, которые позволили ему стать одним из ведущих этнографов Казахстана.

Настоящую известность и признание ему принесло издание в 1973 году фундаментальной монографии о семье и браке казахского народа. Этот труд стал настоящей вехой в изучении традиционной казахской семьи. Халел Аргынбаев детально проанализировал формы, типы и структуру семьи, внутрисемейные отношения, обрядность, а также способы заключения браков, наиболее распространенных в дореволюционном Казахстане. Благодаря столь глубокому и комплексному подходу к изучению семьи в 1976 году Халел Аргынбаев защитил докторскую диссертацию на тему «Семья и брак у казахов», что закрепило его статус одного из ведущих этнографов страны. 18 марта 1977 года решением Высшей аттестационной комиссии при Совете министров СССР ему была присуждена степень доктора исторических наук.

 

Участие в экспедициях

Экспедиционная деятельность Аргынбаева началась в середине 1950-х годов, когда в Казахстане заметно активизировались этнографические исследования. Это было связано с решением Академии наук СССР о подготовке Историко-этнографического атласа Средней Азии и Казахстана, что требовало масштабных полевых исследований. В то время этнография казахского народа оставалась недостаточно изученной, и это представляло огромное поле для исследований.

Халел Аргынбаев стал частью команды молодых исследователей, таких как Е. Масанов, М. С. Муканов, В. В. Востров и Р. Д. Ходжаева, которые посвятили себя сбору этнографического материала на территории Казахстана. Несмотря на бытовые трудности и сложные транспортные условия, этнографы отправлялись в далекие командировки на попутных машинах, порой путешествия занимали месяцы.

Дочь Халела Аргынбаева, Макпал, кандидат филологических наук, с теплотой вспоминает те времена: «Папа с апреля по октябрь уезжал в экспедиции. Это были настоящие сборы: грузовик, тазик, огромные сундуки, полевые дневники в неисчислимом количестве, рюкзак. Когда папа возвращался, все эти дневники были заполнены карандашными записями и рисунками».

Халел Аргынбаев всегда был добросовестным исследователем. Он скрупулезно собирал полевые материалы, чья достоверность и ценность неоценимы для этнографической науки. Будучи сам носителем традиционной казахской культуры, он участвовал в жизни народа не просто как сторонний наблюдатель, а как непосредственный участник многих обрядов и обычаев.

Особое влияние на формирование научных интересов Аргынбаева оказала выдающаяся фигура Алькея Маргулана – казахского востоковеда и этноархеолога. Следуя личному примеру Алькея Маргулана, Халел Аргынбаев погрузился в широкую научную сферу, что позволило ему стать одним из ведущих этнографов своего времени.

За свою научную карьеру он подготовил и опубликовал восемь крупных монографических исследований. Три из них вышли уже после его смерти: «Қазақ отбасы» («Казахская семья», Алматы, 1996), «Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки, истории и теории» (совместно с другими авторами, Алматы, 1998) и «Қазақ шежіресі хақында» («О казахском шежире», совместно с соавторами, Алматы, 1999).

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button