КультураНовости

Красота танца

Балет неразрывно связан с женской красотой, грацией и изяществом. Мы поговорили с народной артисткой России, художественным руководителем балетной труппы театра «Астана Опера», ректором Казахской национальной академии хореографии Алтынай АСЫЛМУРАТОВОЙ о трудолюбии, дисциплине и о том, как внешняя нежность и хрупкость примы-балерины может одновременно сочетаться с невероятной силой и выносливостью.

– Алтынай Абдуахимовна, вы танцевали на сценах легендарных Мариинского театра, английского Королевского, «Гранд-опера» и многих других известных театров. На вашем счету практически все желанные для балерин партии в балетах – «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», «Щелкунчик», «Шахерезада», «Кармен» и многие другие. Какой этап творческой биографии вы считаете самым важным и значимым в карьере?

– Трудно сказать. Наверное, каждый из этих этапов можно назвать значимым, так как он повлиял на мою дальнейшую судьбу. В детстве меня приняли в знаменитую балетную школу. После окончания Ленинградского хореографического училища приняли в Мариинский театр, который тогда назывался Кировским. Замечательный педагог-репетитор Ольга Моисеева меня заметила, взяла и стала профессионально воспитывать. Запомнился и первый выход на знаменитую историческую сцену Мариинского театра в роли ведущей танцовщицы. Спустя время стали приглашать западные театры. Когда закончила танцевальную карьеру, меня пригласили руководить в одну из лучших в мире школ, которой считается Академия русского балета имени А.Я. Вагановой. А если говорить о личной жизни, то самым значимым событием стало создание семьи и рождение ребенка.– Какие условия нужны для того, чтобы казахстанские артисты балета заявили о себе на международном уровне?

– Во-первых, надо быть суперпрофессионалом в своем деле. Надо иметь яркую индивидуальность и набрать объемный репертуар. Конечно, необходимо, чтобы театр выезжал, чтобы наших ведущих солистов потом приглашали для участия в разных мировых гала-программах. Тогда имя артиста будет на слуху у зарубежной публики. Если мы будем тихонько сидеть, то о нас никто не узнает, чтобы мы здесь ни делали. По большому счету, мало настоящих мировых звезд. Однако во всех профессиях есть люди сверходаренные. Всегда надо делать чуть больше, чуть лучше, чем другие.

– Королевская походка, идеальная фигура и безупречная осанка всегда оставались неотъемлемой частью нежного и воздушного образа балерин. Как им удается сохранить природную красоту в любом возрасте?

– Всегда считалось, что артистки балета остаются девочками до пенсии. Может быть, это связано с тем, что мы всегда находимся в движении. Другим людям иногда приходится заставлять себя ходить в тренажерный зал, чтобы поддерживать хорошую физическую форму. У нас это неизбежно. Мы ежедневно занимаемся. Урок становится традиционным ритуалом, как чистка зубов. В нашей профессии это изначально заложено. Мы немного другими глазами на себя смотрим. Привыкли к такому тренингу, поэтому дома практикуем гимнастику, чтобы убрать лишние килограммы. Легко и комфортно себя чувствуешь, когда ты находишься в хорошей физической форме.

– По каким критериям зрители могут оценить красоту танца балерины?

– В чем заключается культурное образование? Вы ходите в музей, чтобы посмотреть на красивые картины. При этом необязательно разбираться в живописи. Если зрителей такое изобразительное искусство трогает, приносит определенную эмоцию, то они понимают авторский замысел. Может быть, после посещения выставки они почитают книгу о творчестве художника. Все, что касается балета, это любой человек воспринимает глазами, сердцем и душой. Мне кажется, что танец не так сложен в понимании, он не требует перевода, так как приносит всем эстетическое удовольствие. Универсальный язык балета каждому понятен. Во-первых, это всегда прекрасная музыка, яркая картинка, красивые люди на сцене. Необязательно разбираться в том, как это сделано. Классический спектакль ставит разные эмоциональные задачи. Мы стараемся донести до зрителей определенные эмоции, заставить сопереживать главным героям. Наша цель – втянуть зрителя в сказочную атмосферу и рассказать ему комедийную или драматическую историю, будь то классический или современный балет.

– Правда ли, что яркий макияж подчеркивает эмоции танцовщицы, а прическа подчеркивает линию силуэта?

– Характер грима зависит от жанра и стиля спектакля, режиссерской задумки, физических данных артиста. Например, бывают возрастные партии, когда артистам надо изобразить старушку. В таких случаях делается специальный возрастной грим, потому что исполнять эту партию может молодой артист. Сложный макияж должен соответствовать тому или иному персонажу. Если говорить о простом макияже, то он не такой яркий. Мы от зрителей находимся на определенном расстоянии. Если выйти на сцену не накрашенной, то издалека не будет видно лица. Надо чуть- чуть подчеркнуть глаза, брови, сделать красивую прическу, соответствующую историческому или современному балету. Макияж может подчеркивать яркость образа, но эмоции артисты балета выражают душой, языком пластики, мимикой, жестами. Безусловно, можно нанести яркий, броский макияж, но на сцене это никак не спасет положение.

Балетный стандарт – маленькая голова, длинная шея, тонкие длинные руки, прямые длинные ноги и тонкая талия. Голова должна быть очень аккуратная, так как балету свойственны быстрые движения, силовые вращения, поддержки. Прическа делается маленькая, чтобы не увеличивать размер головы, используется много лака, чтобы волосы не растрепалась. У нас есть хорошие гримеры, которые в совершенстве владеют этим мастерством.

– С чем у вас ассоциируется Нур-Султан? Какие места в городе вы можете назвать самыми любимыми?

– Мое знакомство с казахстанской столицей началось еще в 2014 году. За эти годы она сильно преобразилась. Мой привычный маршрут: «Лазурный квартал», театр «Астана Опера» и Казахская национальная академия хореографии. Из-за отсутствия свободного времени это три места, где чаще всего бываю. Еще посещаю гастроном, потому что иногда хочется покушать (смеется). В связи с большой загруженностью, действительно, времени маловато. Климат не всегда позволяет совершать пешие прогулки. Мне нравится центр, «Байтерек», набережная. В театр всегда с удовольствием иду, приятно пройтись в академию, расположенную в новом развивающемся районе. За шесть лет как грибы после дождя появляются новые здания, сады, парки. Мне кто-то из артистов рассказывает об открытии новых интересных мест. Я не могу сказать, что слежу за развитием города, но всегда нахожусь в курсе последних событий. Молодая и красивая казахстанская столица быстро застраивается. Здесь достаточно много уникальных зданий, которые можно назвать шедеврами современной архитектуры.

 

– Как родителям определить предрасположенность ребенка к балету?

– Если ребенок любит двигаться под музыку, у него хорошая координация, в целом он подвижен и у него балетные пропорции, то можно попробовать отдать его на смотр приемной комиссии, которая определит, надо или нет ребенку заниматься балетом. К нам приходят девочки, которые хотят быть принцессами на сцене, облаченными в воздушные пачки. Какая девочка не мечтает о сцене, цветах и аплодисментах?!

– Как адаптировалась Казахская национальная академия хореографии к обучению в онлайн-формате?

– Было очень сложно, но мы достаточно оперативно разработали различные учебные программы. Все, что касается общеобразовательных предметов, было сложно, но решаемо. Все, что касается специальных дисциплин, то действительно было проблематично. У нас учатся дети не только из столицы, а из разных регионов, отдаленных аулов. Во время карантина все специализированные школы распустили, наши воспитанники разъехались по домам. Карантин сильно ударил по балету, потому что заниматься им дома практически невозможно. Нам нужны особые условия, специальный зал, покрытие, балетный станок, за который можно держаться. Если можно дома заниматься вокалом, играть на фортепиано, то для занятий хореографией необходимо специальное пространство. Обычный урок балета состоит из нескольких частей. Естественно, нужен рядом педагог, который будет тебя поправлять, объяснять, давать рекомендации, показывать, как и что сделать. Это была большая проблема. Естественно, у большинства учеников нет дома специального балетного линолеума и балетного станка. Заниматься, держась за холодильник в маленьком проеме, мягко говоря, неэффективно. У педагогов возросла нагрузка. Тем не менее, мы максимально постарались выйти из сложного положения и разработали разные программы занятий на полу. Преподаватели взяли за основу апробированный партерный экзерсис Бориса Князева, использовали разные упражнения, которые держат мышцы в тонусе. Безусловно, это 15 процентов из того, что должно быть. В зале присутствует особая энергетика, а когда ты ведешь занятия онлайн, то иногда возникают проблемы. У кого-то завис компьютер, кто-то не вышел на связь, кто-то не слышит звук. Все предметы шли согласно расписанию, кроме дуэтного танца. Сейчас школа постепенно оживает, нам разрешили частичное посещение. Мы стараемся соблюдать все карантинные меры, не теряем ни одного дня, наверстываем упущенное время. Будет трудно. У нас в планах – выпускной спектакль, скоро экзамены.

– Как семейные отношения влияют на творчество артистов балета?

– Если семейная пара работает в театре, то это им даже помогает. У нас, балетных, совершенно другой режим работы. Мы трудимся и в выходные, и в праздники, ненормированный рабочий день. На репетициях тратим много физических сил, очень устаем, потому что можем работать до девяти-десяти часов вечера. Предположим, жена балерина, а муж не балетный. Здесь могут возникнуть некие проблемы, потому что не все мужья понимают, что надо ежедневно выдерживать такие большие физические нагрузки, что иногда не хватает сил на домашние дела после работы. Нам нельзя брать отпуск в то время, когда захочется и когда будет удобно супругу, потому что мы работаем в творческом коллективе. Если каждый будет брать его, когда удобно, то качество сильно пострадает. Если супруги мыслят в одном направлении, то они друг друга понимают. В этом я убедилась на своем личном опыте. У нас никогда не было проблем с приготовлением еды. Мой супруг, Константин ЗАКЛИНСКИЙ, прекрасно готовит, даже лучше, чем я. Если кто-то из нас свободен, то он выполняет домашние дела, заботится о быте. Наверное, так проще, и удобнее. В нашем театре служат много семейных пар. Из-за дефицита свободного времени найти мужа или жену из другой сферы артистам балета весьма проблематично.

– Как изменилась репертуарная политика театра «Астана Опера» за последние годы?

– Когда я пришла, театр только начинал свою деятельность. «Астана Опера» – молодой храм искусств, мы стараемся включать в репертуар лучшие балетные спектакли. Ежегодно наша шкатулка с драгоценностями пополняется одной или двумя новыми постановками. Мировые премьеры балетов «Бетховен – Бесмертие – Любовь», «Зов степи», «Сколько длится сейчас?» поставлены специально для нашего театра. Эти спектакли раньше нигде не шли. В репертуаре уже собраны исторические балеты Петипа, Фокина, Григоровича, лучшие постановки западных хореографов Макмилана, Пети, созданные в ХХ веке. Мы стараемся приглашать топовых современных хореографов для работы с нашей труппой над новыми постановками. Они стараются придумать что-то интересное, чтобы приобщить как можно больше людей к балетному искусству. Потому что чем больше зрителей будет ходить в театр, тем ярче будет расти и развиваться наша страна.

 

Метки

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть