Общество

Крути педали

Развитие столичной велоинфраструктуры всерьез интересует как профессиональных гонщиков, так и любителей. Городские власти уделяют пристальное внимание развитию
в мегаполисе системы велошеринга. О готовности к новому сезону мы говорим сегодня в очередном выпуске Elorda Club.

Есть вопрос? Найдется решение!
Велопрокатные поездки занимают в Нур-Султане около 1,5% от общей городской мобильности граждан. ТОО City Transportation Systems с 2020 года управляет велопрокатным сервисом Astana Bike, работая с более 10 тыс. человек.

— Чтобы улучшить сервис велошеринга, мы ежегодно собираем и анализируем большой пласт данных, включающих обращения пользователей в iKomek, комментарии и сообщения из социальных сетей, результаты онлайн-опросов, данные по поездкам пользователей системы, а также данные по неполадкам велосипедов и велостанций. Дополнительно в 2021 году мы провели исследование велодорожек в городе и опросили людей, чтобы узнать их мнение о городской велоинфраструктуре, с какими проблемами они сталкиваются и как их можно решить. Выделю основные из них, — сказала руководитель направления по транспортному планированию ТОО City Transportation Systems Гаухар ДОСТАНОВА.

Первой проблемой специа­листы выделили отсутствие велосипедной политики. В ходе исследования выявили, что нет комплексных детальных программ и стратегий по обустройству велосипедной инфраструктуры, которые являлись бы реалистичными и достижимыми, которые приводят к отсутствию связанности велоинфраструктуры в городе.

— Существует проблема увязки стадии планирования со стадией реализации. Поэтому нередко на картинке все красиво, а на деле выходит то, что мы с вами видим в городах Казахстана. Здесь вина не только строителей велодорожек или проектировщиков, здесь вопрос к системе планирования велоинфраструктуры в целом. Существующие стандарты и СНиП слишком обобщенные, в них нет четких деталей. Поэтому проектировщики и строители велоинфраструктуры вольны выполнять свои обязательства по собственному усмотрению. Например, нет требований к цвету покрытия велодорожек, какие велопереезды должны быть обу­строены, как регламентировать приоритет велосипедист – автомобиль — пешеход на различных типах дорог. Как результат, мы видим в городе велоинфраструктуру, построенную по принципу «кто в лес, кто по дрова», — отметила Гаухар Достанова. Можно также отметить и низкую связь, и координацию между ответственными за велоинфраструктуру города структурами.

— Обычно планируют велосипедную инфраструктуру одни, проектируют другие, строят третьи, обслуживают четвертые, штрафуют пятые и так далее. Нередко у каждой из сторон есть свои планы и обязанности, которые могут противоречить друг другу либо не охватывать важные области, как, например, научно-обоснованное планирование велоинфраструктуры, информирование людей о Правилах дорожного движения при езде на велосипеде или самокате и др. Также нет регулирований для прокатных систем, как это сделано в западных странах. Мы уже наблюдаем последствия на дорогах: некоторые люди оставляют самокаты посреди тротуара и перекрестков. Также у проектировщиков часто возникают проблемы при работе на новых участках, связанных с отсутствием конкретных регулирований/регламентов. Возникает необходимость согласовывать проекты с большим количеством государственных органов, у каждого есть свои правила и устои, нигде к тому же не прописанные. Поэтому процессы согласования затягиваются на долгие месяцы, а решения одного государственного органа могут противоречить другому. В итоге страдает вся велоинфраструктура в целом, — добавила спикер.

Следующая тема, которую затронула Гаухар Достанова, — культура взаимоотношений между велосипедистами, пешеходами и автолюбителями. По ее мнению, решается она очень и очень медленно. Вроде бы и висит знак, но толпы пешеходов и мам с колясками затрудняют передвижение по полосе. И все бы ничего, но, прогуливаясь не там, где положено, не уступая дорогу велосипедисту, пешеход рискует.

— Согласно результату нашего исследования, мы нашли более 650 замечаний по существующим велодорожкам. Дорожные знаки, свидетельствующие о наличии велосипедной дорожки, продублированы хаотично и не везде уместны. Отсутствие дорожной разметки, а также выделяющегося цвета и материала покрытия велосипедного пути затрудняет четкое его распознавание и распределение велосипедных и пешеходных потоков. Не обустроены велосипедные переезды через проезжую часть, нет соответствующих дорожных знаков определения приоритетов движения и разметки на переезде. Чтобы пересечь дорогу, велосипедисту необходимо остановиться и спешиться, причем такие препятствия встречаются в среднем каждые 100-150 м. Пандусы, если и есть, то зачастую выступают над уровнем дороги на 4-10 см, осложняя передвижение для велосипедистов, — добавила спикер.

Ни один профессионал не сможет решить самостоятельно все вопросы, связанные с велосипедным комплексом, так как, помимо строительства велодорожек и внедрения велопрокатных сервисов, существуют такие воп­росы, как обслуживание велодорожек, информирование населения, контроль и аудит велосипедной инфраструктуры, соблюдение ПДД и др.

— Чтобы вопрос развития сдвинулся с места, необходимо создать многопрофильную рабочую группу (комиссию) из профильных специалистов акимата и МВД по опыту Германии и Нидерландов, которая сначала проведет аудит велосистемы в городе, приведет существующую сеть велодорожек в надлежащее состояние, затем разработает план (стратегию) действий, технический стандарт по строительству велоинфраструктуры, а далее на постоянной основе будет контролировать реализацию городских проектов, являясь связующим звеном между стадиями планирования и реализации. Такая мера позволит решить многие существующие проблемы, — поделилась мнением Гаухар Достанова.

Интересные факты о велосипеде
* Слово «велосипед» вошло в обиход во Франции в 1860-х годах.
* Велосипед изобретен в 1817 году в Германии. Его рама была сделана из дерева, педали отсутствовали. Их изобрел шотландский механик через пару десятков лет.
* В мире всего около биллиона велосипедов, что в два раза больше, чем автомобилей и мотоциклов. Из них 400 миллионов велосипедов нашли своих хозяев в Китае. Каждый год в мире выпускается 50 миллионов велосипедов и 20 миллионов автомобилей и мотоциклов.
* Велосипедисты сокращают потребление бензина на миллиард литров в год. Энергия, которую затрачивает велосипедист на 1000 км, равняется энергии одного литра бензина.

Велосипеды вернулись с каникул
Между тем для любителей здорового образа жизни и экологического транспорта хорошей новостью стал запуск велошеринга Astana Bike с 15 апреля. Всего для пользователей будет доступно более 1000 велосипедов и 155 велостанций.

— Воспользоваться услугами велошеринга можно после процедуры онлайн-регистрации в системе на сайте www.velobike.kz. Пройти ее могут лица, достигшие 16 лет. Приобрести абонементы на велопрокат можно на сайте www.velobike.kz и в кассах City Transportation Systems. Система проката велосипедов доступна в режиме 24/7, — рассказала пресс-секретарь Науат АЗАНБАЕВА.

Если вы активный пользователь велошеринга, то наверняка знаете о льготных абонементах. Квартальный обойдется в 3000 тенге, а сезонный — в 5000. 50%-ная скидка предоставляется при предоставлении подтверждающих документов и распространяется для льготной категории граждан.

— Помимо стандартного или льготного абонемента, на счете пользователя должно находиться 500 тенге. Если деньги закончатся, на экране велосипеда выйдет «Ошибка». До 30 минут пользоваться велосипедом можно неограниченно. Основным условием для этого является приобретение абонемента. Стоимость поездок свыше 30 минут рассчитывается с учетом повременной части оплаты в зависимости от времени проката: от 0 до 30 минут — включена в стоимость абонемента, от 31 до 60 — 100 тенге, от 61 до 120 — 250 тенге, от 121 до 180 — 500 тенге, от 181 и каждый последующий час — 1000 тенге.

Суточные абонементы: односуточный — 3500 тенге, трехсуточный – 9000, семисуточный — 17500 тенге, — добавила пресс-секретарь.

При повреждении велосипеда во время найма, потере или выведении из строя сумма штрафа определяется размером понесенных наймодателем расходов по приобретению нового велосипеда или проведению восстановительного ремонта, в том числе с привлечением третьих лиц. Велосипед считается украденным, если он не был возвращен в пункт найма велосипедов (велостанцию) по истечении 24 часов с начала найма по месячным абонементам.

Пользователи могут получить консультацию по сервису городского велопроката, позвонив в единый контакт-центр по городу Нур-Султан iKomek 109 или написать на официальной странице компании CTS в социальной сети Instagram @cts_kz и Facebook @CityTransportationSystems.

Надо воспитывать велокультуру
Как считает главный тренер специализированной детской школы № 6 олимпийского резерва Михаил КОЧЕТКОВ, сдвиги в развитии велоспорта в столице есть, но нужно начать воспитывать культуру у наших граждан и решать вопрос с оснащением велошкол.

— Спортивный календарь большой, проходит много соревнований, ребята активно тренируются, развитие пошло в этом плане. Но массовость страдает. С увеличением трафика сильно затрудняется тренировочный процесс. В целом на развитие влияет и то, что цены на инвентарь поднимаются и его закуп уже становится сложнее.

Отдельно, наверное, стоит сказать о развитии велоинфраструктуры. В основном все заточено для автолюбителей. Главной преградой являются неправильные велодорожки, а где-то и их отсутствие.
Да и не развита культура. Люди прогуливаются по велодорожкам, мамы с колясками так вообще забывают, что там есть специальная разметка. Отсюда велосипедисты страдают и рис­куют своей жизнью, чтобы не наехать на пешеходов.

С другой стороны, сказывается неопытность велолюбителей. В связи с дороговизной запчас­тей и самих комплектующих они могут вовремя не затормозить или объехать, а ведь пешеходы об этом могут даже не задумываться, — отметил тренер.

В городе не хватает спецразметок и оснащения в спальных районах. Например, по проспекту Республики, в районе «Встречи».

— К нам приходят в школу ребята, которые хотят в будущем связать карьеру со спортом. И когда говоришь, что занятия проходят на бесплатной основе, то очень удивляются. Фактор того, что нет информированности, оставляет свой след. Главное мес­то наших тренировок — велотрек «Сарыарка». Но проводим прокаты и в черте города. Набор в тренировочную команду идет с 12 лет. Потому что мы имеем непосредственное отношение с дорогой и к этому времени уже нужно учить Правила дорожного движения, — добавил Михаил Кочетков.

Как считает тренер, большой плюс, что город закольцован и есть специальная трасса для прокатов.

— Получается, основная дорога идет в сторону Астраханской трассы, по объездной уходим налево, едем в сторону Ильинки и уходим на Косшы до аэропорта. Для нас это пока самый оптимальный и хороший путь. Дальше уже дорога загружена автомобильным трафиком, большегрузами и становится опасной. Еще мы ездим в парке Первого Президента, на велотреке, если на самые дальние расстояния, то напротив Софиевки есть сопки, где можно проводить занятия, — заключил тренер.

Фото Оналхана ОНЕРХАНА

 

Статьи по Теме

Back to top button