НовостиОбщество

КСК: зона разногласий

На публичных слушаниях, посвященных совершенствованию управления жилищным фондом, представители районных акиматов отчитались о сделанном, а представители маслихата объяснили, почему буксует проект «е-КСК».

Публичные слушания в маслихате Астаны назывались «О совершенствовании деятельности исполнительного органа в области управления жилищным фондом, качества предоставляемых услуг и защите прав населения в жилищно-коммунальной сфере». Большую часть присутствующих составляли представители акиматов, гораздо меньше было жильцов, как обычно, была представлена сторона конструктивной критики во главе с Виктором СЫЗДЫКОВЫМ. Несколько человек от депутатского корпуса активно участвовали в дискуссиях и даже приготовили «рояль в кустах» – собственное исследование программы «Электронный КСК».

Недоверие и энергосбережения

Заместители районных акимов рассказали о подготовке к отопительному сезону, реализации программы «Нұрлы жер», регистрации кондоминиумов, замене лифтов, капитальных ремонтах, жаловались на пассивность жильцов в участии жизни КСК. При этом аккуратно обходили тему защиты прав населения, качества услуг КСК. Никто не упоминал о проблемах доверия жильцов к своим обслуживающим организациям, о дисбалансе прав и обязанностей граждан и их КСК, ТОО, об отсутствии полноценного специализированного арбитража в коммунальной сфере. Между тем именно эта неотстроенность отношений прямо влияет на экономику города. Ведь с ростом столицы требуется все больше теплоэнергии, причем строительство новых ТЭЦ не решит вопрос, если не перейти на реальную экономию энергии. Большинство наших зданий трудно назвать энергосберегающими. Тепломодернизация, собственно, и должна была стать основной целью капитальных ремонтов многоквартирных жилых домов (МЖД).
Но, по словам депутата маслихата Амана АЮПОВА, зачастую программа модернизации сводится лишь к замене систем отопления.

– Нет глобальной работы по теплосбережению, которая бы включала утепление кровли, фасадов, замену окон. Потери тепла продолжаются и в новых домах, особенно бюджетных, – считает Аман Аюпов.
Действительно, получается, мы греем улицу, а с учетом постоянно растущих тарифов буквально топим банкнотами.

По информации руководителя Управления контроля и качества городской среды Астаны Толегена КУЛУШЕВА, в Астане зарегистрировано 2562 многоквартирных жилых дома, 87 из них признаны аварийно-ветхими, 271 дом требует капитального ремонта. Кроме того, для снижения теплопотерь и, соответственно, энергозатрат проводится энергоаудит. С 2014 по 2018 год энергоаудит проведен в 105 домах. Полученные данные передаются в обслуживающие организации и районные акиматы для устранения замечаний.

Только в 2017 году были отремонтированы 9 жилых домов. В текущем году капитальный ремонт также ведется в 9 МЖД на общую сумму 184 млн тенге за счет возвратных средств. На 2019 год запланирован ремонт 8 МЖД. В оставшихся 256 домах проводится разъяснительная работа. Причем 27 МЖД отказались от участия в программе, остальные пока не приняли решение.

Как было отмечено на слушаниях, причинами такого пассивного участия в капитальном ремонте своих домов является недоверие управленцам КСК, ТОО, нежелание жильцов платить большие суммы, несогласие с предложенными сметами.

Кроме человеческого фактора, есть и структурная проблема, прописанная в законе, о которой говорится давно и безнадежно. А именно разделение функций управлений и сервиса, о чем напомнили представители Ассоциации самоуправляемых кондоминиумов. Управляющий орган – правление КСК, ТОО – должен нанимать для исполнения работ сервисные компании, бригады, оценивать качество оказанных услуг, оплачивать их. Сегодня становится проблемой диктат застройщика, который на своих объектах создает обслуживающие компании, владеет общедомовым имуществом. А если даже и получается у жильцов дома сменить управление их фондом, то застройщики порой отказывают в передаче строительной документации.

Многообещающий электронный формат

Слушания проходили в режиме, обычном для обсуждения жилищных проблем: граждане горячо говорили о своих проблемах, уповали на какую-то инстанцию, жаловались на дороговизну, длительность и безуспешность судебных разбирательств, представители исполнительных органов отмечали положительные изменения. Словом, были независимые монологи, диалога не получалось, впрочем, подобная ситуация длится годами. Выходом могла бы стать система «Электронный КСК».
Заместитель председателя правления по цифровой инфраструктуре АО «Астана Innovations» Мейрам ДЮСЮКОВ проинформировал о внедрении проекта «е-КСК», при помощи которого с любого смартфона станет возможным взаимодействовать со своей обслуживающей компанией, оставлять заявки, анализировать финансовую деятельность и прочие чудеса.

– В Астане 486 КСК, к системе подключены 473, или 97%. То, к чему мы идем, – это облачная бухгалтерия. Сейчас она запущена у нас в пилоте. С ее помощью любой житель может посмотреть расходы своего КСК: на что, в каких объемах тратят его деньги. Количество скачиваний мобильного приложения – 7995, количество зарегистрированных пользователей – 8575, количество активных пользователей – около 5 тысяч. Проект стартовал недавно, поэтому ожидать сразу большого потока, как в Smart Astana, не стоит. Пока этого нет, – сообщил Мейрам Дюсюков.

Однако депутат маслихата Ирина МАНЖАНОВА представила результаты независимого исследования о восприятии «е-КСК» гражданами и управляющими жилым фондом организациями.
– Гипотеза о том, что работники КСК используют в своей работе «е-КСК», понимают пользу и видят выгоду от автоматизации и информируют население о данном приложении, является ошибочной, – считает она. Причиной называется отсутствие навыков работы в автоматизированных системах.

– Анализ исследования уровня подключения КСК к системе «е-КСК» показал следующее: 100% работников КСК знают о «е-КСК», 83% прошли регистрацию, но нет обращений, нет реагирования, – проинформировала Ирина Манжанова. То есть пока более действенным жители считают все же личное посещение КСК.

В развитии – сила!

Зато, как оказалось, растет число КСК, добросовестно выполняющих свои обязанности. Заместитель акима района «Сарыарка» Ержан ЖАКУБАЕВ поделился результатами опроса, проведенного в этой части Астаны. Рейтинговая оценка организаций, управляющих жильем, включала в себя качество работы с жильцами, результаты рассмотрения заявлений, жалоб, заявок от центра городского мониторинга, финотчетов. В итоге из 147 обслуживающих организаций 48 оценены на «хорошо», 93 – на «удовлетворительно» и лишь 6 – «неудовлетворительно». Таким образом, если распространить результаты на город, то более 90% наших КСК и ТОО работают практически без нареканий.

В исследовании факторами успеха, необходимыми при построении работы КСК с жильцами, называются доверие, эффективность, разумность, планирование, ответственность. К сожалению, такие тонкие сферы конструктивно обсуждать мы пока не можем. То, что касается человеческих отношений, регулируется зачастую двумя определениями: «это все эмоции» и «не устраивает – идите в суд». Хотя сейчас при имущественных спорах, экономических процессах имеются досудебные разбирательства, различные инструменты воздействия уполномоченных органов. В самой сложной – жилищной сфере – такого практически нет.

Ситуацию пытаются выправить отдельными коррекциями. Например, заместитель акима района «Есиль» Ануар КАИРЖАНОВ предложил принять правила пользования жилым фондом, в которых стоит прописать вопросы перепланировок инженерных сетей, регламентировать содержание хостелов и мини-гостиниц, дифференцировать тариф по отчислениям на накопительный счет для капитального ремонта.
Коммунальный сектор – самый сложный сегмент экономики, при этом малопривлекательный для инвесторов, скандальный. Но именно эта сфера имеет самые несовершенные правила игры. Нынешние попытки разобраться в проблемах позволяют надеяться на конструктивные, взвешенные корректировки жилищного законодательства.

Ольга ФЛИНК

Метки

Похожие статьи

Закрыть