Может ли существовать дружба при социальном неравенстве? Как власть способна повлиять на творчество? Почему короля Англии Георга IV и актера Эдмунда Кина сплетники называли скандалистами? За неординарным взаимодействием, которое свойственно всем пьесам Григория Горина, зрители наблюдали на премьере спектакля «Кин IV» на малой сцене Государственного академического русского театра драмы имени М. Горького.
Спектакль «Кин IV», поставленный в качестве дипломной работы студентом Российского института театрального искусства (ГИТИС) Иваном ПЕТРОВЫМ в рамках совместного творческого проекта с Фондом поддержки и развития театрального образования (ГИТИС) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и ФГБУК «Росконцерт», содержит множество элементов театра в театре, где противоречивые отношения главных героев раскрываются через острый юмор, иронию и сатиру.
Сюжет пьесы повествует Соломон — человек театра, вечный сфинкс, трикстер, суфлер, гример, костюмер, рабочий сцены, слуга и любой другой персонаж, который требуется для развития событий. Трагикомедия Григория Горина «Кин IV» создана по мотивам пьесы Жана-Поля Сартра, написанной по мотивам пьесы Теолона и Курси, сочиненной на основании фактов и слухов о жизни и смерти великого английского актера Эдмунда Кина и короля Англии Георга IV. Да, собственно, это и неважно, на основе чего написана. Как всегда, у Горина место и время действия символично. Важны психологические линии, философия отношений в дружбе, любви, предательстве.
Исполнители главных ролей Максим ЯЩЕНКО и Данил ХОМКО усиливали социальные и психологические контрасты. В постановке также заняты актеры Денис АННИКОВ, Болат КИРИБАЕВ, Ульяна АПРЕЛЬСКАЯ, Екатерина МАКСИМ и другие.
При подготовке роли знаменитого шекспировского актера легендарного лондонского театра «Друри-Лейн» Эдмунда Кина Максим Ященко приобрел новый опыт, связанный с процессом бесконечного творческого поиска.— Мой герой по характеру настолько разнообразный, что я даже его немного побаиваюсь. На каждой репетиции он был настолько разный, что не было «пробитого потолка», так как всегда можно сделать еще выше, сильнее, безумнее, — сказал актер.
Как пояснил актер Данил Хомко, принц Уэльский, а во втором акте король Георг IV — человек, который любит жизнь во всех ее проявлениях. Но ему претят ритуалы, встречи в парламенте, поклоны и лицемерие, принятые в высшем свете. Поэтому он тянется душой к Эдмунду Кину, человеку искреннему и внутренне свободному, который волен делать все, что хочет. Кина любили за его талант, а Георга… За то, что он принц. Но во втором акте возникают трон и власть.
— Для меня сложно прошел весь постановочный путь. Я совсем не властный человек. Кроме того, привык работать быстро, так как после одной работы нужно бежать на другую, при этом успеть доделать третью и не забывать о своей семье… А в этом спектакле режиссер «плотно сидел» на каждом слове, над каждой интонацией. Тема, заложенная у Горина, и тема, которую поставил нам режиссер, отличаются. Но как бы ни старался режиссер выделять тему дружбы, зритель считывает контекст влияния власти на искусство. Король Георг IV привыкает к зависти, лести, сплетням, интригам, все в его окружении ждут от него выгоды, — говорит Данил Хомко.Актриса Ульяна Апрельская считает, что в спектакле получился ансамбль, в котором все артисты были равнозначными независимо от нагрузки. Жанр трагикомической притчи сложный и требует от актера максимально яркой амплитуды по способу существования. Собеседница отметила, что с блистательной драматургией Григория Горина на сцене она работала впервые и этот актерский опыт был очень важным и запоминающимся. Несомненно, новая постановка будет пользоваться большим спросом у зрителя, поскольку, помимо основной линии, имеются закулисные тайны, которые всегда манят.
— Моя героиня Елена — живая, чувствующая, но сдержанная леди, умная, образованная и очень женственная. Драматургически роль прописана не очень подробно, что, с одной стороны, усложняет работу над ролью, а с другой — делает актерский поиск процессом невероятно увлекательным. До последнего момента никак не рождалась сцена во втором акте, хотелось, чтобы она прозвучала на контрасте с той, что была в первом, но в итоге, кажется, все получилось. Проблемы ХIХ века, быть может, и неактуальны сегодня, но человеческие чувства и пороки все те же. В нынешних реалиях настоящая дружба, в принципе, явление редкое. И если мне случается это наблюдать, я искренне радуюсь за людей. Крепкая дружба — большой дар, который, увы, не всем дано сберечь, — сказала Ульяна Апрельская.
Актриса Екатерина Максим вспомнила о том, что, будучи студенткой КазНУИ, была задействована в преддипломном спектакле по одноименной пьесе Григория Горина.
— В творчество Горина я влюбилась давно, в моей библиотеке есть сборник произведений писателя, также остались теплые воспоминания после просмотра экранизаций его пьес. И поэтому очень обрадовалась, узнав, что у нас будет ставиться пьеса «Кин IV». Изначально хотела сыграть другую роль, но режиссер распределил все иначе, теперь я нисколько не жалею о том, что мне досталась роль Анны Дэмби. Мне нравится ее личностный и профессиональный рост, то, как она взрослеет. Мне нравится внутренне проживать те годы, которые пролетают на сцене за два с половиной часа. Я наслаждаюсь, купаюсь в этом литературном материале. Нам очень часто встречаются подобные ситуации, когда девушка, которая мечтает об актерской профессии, влюбляется в романтического героя, которого видит на сцене. Спустя время она понимает, что в повседневных бытовых, семейных ситуациях героический образ, который сложился в голове, совсем не соответствует реальности. Мне знакома такая ситуация по личному опыту. А в целом, судя по комментариям публики, новая постановка вызвала разные эмоции и отклики у зрителей, — говорит Екатерина Максим.
Фото предоставлены пресс-службой театра